Вэн Джойнс «современный транзактный анализ» - Сценарий. Современный трансактный анализ

Трансактный анализ в свое время приобрел образ популярной психологии благодаря стремлению своего основателя Эрика Берна к тому, что в теории в ТА сам клиент должен хорошо понимать основы этого терапевтического подхода. Современный трансактный анализ, каким его преподносят Ян Стюарт и Вэнн Джойнс в совместной книге «Современный трансактный анализ», отличается от понимания ТА его основателем. В своей книге Стюарт и Джойнс смогли последовательно изложить информацию о том, какие сейчас существуют подходы и методы в ТА, так что в данный момент книга используется как пособие по обучению ТА. По заявлениям авторов, изучать трансактный анализ по книге можно как в группе, так и индивидуально, но для полноценного освоения ТА следует выбрать все-таки групповой метод обучения, а для занятий психотерапией необходимо пройти так называемые 101 и 202 курсы. В настоящее время существует Международная ассоциация трансактного анализа и Европейская ассоциация ТА, в рамках которой специалист может пройти обучение и сертифицироваться как терапевт по трансактному анализу. «Современный трансактный анализ» сейчас может использоваться как пособие по обучению ТА. Стюартом и Джойнсом приведено много упражнений, позволяющих изучить этот метод психотерапии на своем опыте.

Три школы ТА

Стоит отметить возникновение двух ответвлений в терапии ТА. Во-первых, это «Терапия нового решения», основателями которой стала семья Гулдингов. Главным отличием от классической школы в созданной Гулдингами «терапии нового решения», является отношение к особенностям принятия родительских интроектов или предписаний. Берн писал по этому поводу, что они «вшиваются» ребенку патернальными фигурами без каких-либо решений со стороны Ребенка, Гулдинги же считали, что человек сам принимает решения и в силах их потом изменить.

Во-вторых, это школа Катексиса или школа пассивности, основателями которой стала семья Шиф. Она возникла в результате работы с гебефренной формой шизофрении, а метод работы был назван Репарентинг (переродительствование). Смысл терапии заключался в работе по перевоспитанию людей с шизофренией. Терапевты строили свою работу так, чтобы подавить негативную часть деструктивного состояния Родителя и сформировать новое состояние.

Ключевой концепцией в трансактном анализе всегда остается концепция о состояниях эго

Ян Стюарт полагает, что сегодня для понимания сущности трансактного анализа необходимо изучить теорию эго-состояний, которая стала основой ТА. Эрик Берн был одним из учеников Зигмунда Фрейда, и часто его концепцию сравнивают с концепцией классического психоанализа о психических структурах. Супер-эго сравнивают с Родителем, Ид - это Ребенок, а эго рассматривают как аналогию Взрослого эго-состояния. Однако разница выражается в нескольких ключевых аспектах: например, в том, что, если Фрейд говорил о неких абстрактных структурах, то Берн заявлял о конкретных паттернах поведения. Если взять во внимание состояние Ре (Дитя), то мы можем видеть реакции человека, схожие с его детским поведением, с теми паттернами поведения или эмоциональных реакций, которые он проявлял в детстве. Эти паттерны поведения отложились у него в памяти, и теперь, когда человек входит в это состояние, его психические процессы меняются, так, что он начинает использовать реакции, к которым он привык в детстве.

Теория состояний эго как часть популярной психологии

Со времен выхода самой популярной книги Э.Берна трансактный анализ приобрел в глазах общественности статус популярной психологии, причиной этого стало желание автора трансактного анализа сделать его доступным всем. Отсюда и такая упрощенная терминология. Однако со времени основания концепции трансактный анализ коммерциализировался и стал одной из отраслей популяризированной психологии. Отчасти Э.Берн достиг своей цели, но, с другой стороны, в трансактном анализе многие стали уделять внимание только простым составляющим модели, не уделяя должного интереса другим элементам концепции, имеющим гораздо более глубокую основу. Стала популярна упрощенная модель Эго-состояний, где считалось, что Эго-Ребенка означает нахождение в эмоциональных состояниях, Эго-Взрослый значило быть мыслящим, Эго-Родитель означало оценивание. Ян Стюарт в своей книге «Современный трансактный анализ» выражает критическую позицию по поводу сложившейся ситуации, так как такой подход обесценивает трансактный анализ в глазах других терапевтических школ.

Эрик Берн выделил три состояния в структурном анализе, однако для лучшего понимания необходимо рассматривать функциональный анализ, который включает пять состояний. Так как исследование структурного состояния помогает нам узнать только лишь о содержании, а функциональный анализ применяется с целью узнать, понять, как состояния используются.

Функциональный анализ и его составляющие:

  • Контролирующий Родитель
  • Воспитывающий (заботящийся) Родитель
  • Взрослый
  • Бунтующий Ребенок
  • Адаптивный Ребенок
  • Свободный Ребенок

У каждого человека были ситуации в детстве, когда, например, вы вели себя так, как того от вас ждут взрослые, сдерживая естественные эмоциональные реакции. Например, вы, будучи ребенком, недолюбливали соседского сына, но родители требовали, чтобы вы были вежливым, и вы вынуждены были подчиниться, это то, что называется адаптивный Ребенок. Или, когда родители отворачивались, вы могли пнуть спящую кошку, несмотря на запреты родителей, и это поведение было названо бунтующий Ребенок, однако в современном трансактном анализе это эго-состояние встретить можно не так часто, и поэтому многие авторы относят его к адаптивному Ребенку. Также во всех источниках упоминается о Свободном Ребенке, это то состояние, когда мы поступаем, так как нам хочется, когда отсутствует какое-либо подавление эмоций, если нам хочется, мы плачем и т.д.

Кроме этого, каждое его состояние имеет свой негативный и позитивный формат. Ян Стюарт приводит пример, когда мы во взрослой жизни используем те предписания, которые дали нам родители. Используем вежливость в общении, смотрим по сторонам, когда переходим дорогу - эти элементы поведения можно расценивать как позитивное влияние эго-состояния Дитя, так как мы делаем все это автоматически, не затрачивая энергии. Однако иногда человек испытывает эмоциональные трудности перед выступлением на сцене из-за того, что в его Адаптивном Ребенке существует предписание, что он не должен «высовываться», и теперь каждый раз, когда он вынужден выступать, он теряется.

В целом, используя ярлыки «негативный» или «позитивный», обозначая функциональные эго-состояния, авторы имеют ввиду лишь их влияние на момент «здесь и сейчас», то есть то, насколько усвоенный паттерн поведения полезен в текущей ситуации.

От сверхупрощения к более сложным конструкциям

Для удобного понимания организации опыта у человека в трансактном анализе используется модель структурного анализа второго порядка. Эго-состояние Родителя как усвоенного от родителей опыта в первую очередь разделяется на структуру второго порядка, то есть Р-3 В-3 и Д-3. Суть такого подхода в том, что мы, получая родительские предписания, помним наших реальных родителей, а они, выдавая предписания, также могли находиться в различных эго-состояниях. Эго Р-3, то есть Родитель в Родителе, означает, что в нашем опыте записано, как мама или папа выдавали предписание, сами находясь в эго Родителя, и передавали опыт, полученный от своих родителей. Так формируются и передаются аспекты культуры, так мы усваиваем опыт многих поколений. Эго-состояние В-3 - Взрослый в Родителе - это те мыслительные конструкции, которые нашими родителями применялись для описания реальности. Они могли быть ошибочными, но в текущей ситуации это было описание реальности, исходящее из имеющихся знаний. Парентальные фигуры и их поведение, усвоенное нами в наше эго Родителя, также могли находиться в состоянии Ребенка (в данном случае Р-3) во взаимодействии с нами, и могли также передавать часть предписаний в этом эго-состоянии, в этом случае предписания усваивались невербально, с учетом эмоциональных состояний. Если мама «дулась» на ребенка, когда хотела чего-либо добиться от него, то в его Д-3 была записана эта модель поведения. Или, к примеру, когда ребенок плакал, а мама раздражалась на него, ввиду каких-то своих причин, будучи сама в состоянии Ребенка, то на невербальном уровне могло быть усвоено предписание «не проявляй эмоций».

Что касается Эго-состояния Взрослого, то оно не делится, так как мы, находясь в состоянии Взрослого в данный момент, пребываем в состоянии «здесь и сейчас» и нацелены на разрешение текущих проблем и сбор информации. Поэтому эго Взрослого остается неделимым и в структурном анализе второго порядка именуется как В-2.

Так же, как и в эго-состояниях Родителя, в структурном анализе второго порядка опыт Ребенка делится на три составляющих. Эго Родителя в Ребенке (Р-1) в современном трансактном анализе часто называется Родитель-волшебник, так как, будучи детьми, мы также уже обладаем определенными эго-состояниями, и, находясь в состоянии Родителя, ребенок часто использует магическое описание с целью самомотивации. С такими волшебными толкованиями информации, полученной от родителей, дети хранят знания. Эго Родителя в Ребенке - это фантазии о том, что будет, если они не будут выполнять то, что говорят родители. Эго Ребенка в Ребенке, как своеобразная матрешка, когда терапевт работает с воспоминаниями, то может сталкиваться с шестилетним Ребенком, впавшим в эго Ребенка трехлетнего возраста, и так далее. Эго Ребенка в Ребенке - это те желания и страхи, которые присутствовали, когда мы были детьми, чаще всего в довербальном возрасте, поэтому это эго-состояние в современном трансактном анализе часто называется соматическим Ребенком.

В трансактном анализе также выделяется реальное Я и исполнительное. Люди могут быть в эмоциональном состоянии Ребенка, но при этом поведенчески быть в состоянии Взрослого. Когда власть над поведением находится в одном состоянии, то говориться об исполнительном Я, если человек испытывает другое эго-состояние, то тут мы можем говорить о реальном Я.

Использование структурного анализа второго порядка имеет только аналитический смысл изучения воспоминаний человека, однако наблюдая за людьми в их взаимодействии с другими, мы можем говорить лишь о функциональном эго-состоянии. Если рассматривать несколько глубже и говорить о структурах, то об этом мы можем узнать, лишь разбирая детально воспоминания человека.

Анализ состояний эго

В трансактном анализе для понимания и диагностики эго-состояний, в том числе для использования терапевтических вмешательств, применяют четыре метода, но в основном это поведенческий диагноз. Целью анализа поведения является наблюдение за:

  • Выражением лица
  • Тоном голоса
  • Жестами
  • Позой тела
  • Словами

Используя наблюдение, можно с большей вероятностью выяснить состояние человека. Поведенческий диагноз используется в первую очередь и помогает определить состояние с большей точностью. Однако трансактный аналитик также может использовать социальный диагноз. В случае если происходит взаимодействие, то человек, наблюдая то, как он сам реагирует, в каком состоянии находится, может определить, из какого состояния обратились к нему. Если на ваше обращение реагируют из Свободного Дитя, то можно предположить, что вы находились в Воспитывающем Родителе, и наоборот, если на ваше обращение отреагировали из состояния Взрослого то, скорее всего, вы были в состоянии Взрослого.

В обстановке психотерапевтического сеанса возможно также использование исторического диагноза. Исторический диагноз — это изучение реального текущего состояния и сравнение с опытом его переживания в детстве.

Концепция психопатологии в трансактном анализе

Для оценки роли патологии во влиянии на эго-состояния человека в трансактном анализе используется два понятия: это контаминация (включение) и исключение.

Берном, вслед за Фрейдом, было введено понятие катексиса - энергии. Он считал, что нахождение в том или ином эго-состоянии обеспечивается этой энергией и что катексис может свободно перетекать из одного состояния в другое. Чем свободнее катексис перетекает, тем гибче личность, и более эффективной становится ее адаптация к изменяющимся событиям.

В каждом эго-состоянии человека присутствуют свои рамки, ограничивающие их проявления. Однако часто встречается ситуация, когда границы становятся менее плотными и одно эго-состояние наслаивается на другое. Такое наслоение также обеспечивается перетеканием катексиса. Данное пересечение эго-состояний, или их наслаивание, называется в трансактном анализе контаминацией. Существует три вида контаминации: это наслоение Родителя на состояние Взрослого, наслоение Ребенка на состояние Взрослого, и смешение сразу двух этих эго-состояний, наслаивающееся на состояние Взрослого - так называемая двойная контаминация.

Примером Родительской контаминации может быть приведенный Стюартом случай, когда Мейдж говорит: «Нужно делать, то, что говорят и не показывать свои эмоции людям» . Когда Родительские предписания смешиваются с реальным Взрослым эго-состоянием (таким, как «Мир ужасен», «Никому нельзя доверять») и при этом человек верит в то, что эти высказывания являются отражением реальности, то он находится в контаминации.

В случае если человек пребывает только в двух эго-состояниях, а третье настолько сжато границами, что катексис не может проникнуть сквозь плотность барьеров, то в трансактном анализе это называется исключением.

Типов исключения может быть всего три в соответствии с количеством эго-состояний. Когда человек не способен на то, чтобы находится в Детском эго-состоянии, он также становится не способен на то, чтобы радоваться жизни, человек выключает воспоминания детства и часто выглядит холодным. В случае исключения Взрослого состояния, человек все время пребывает в диалоге Родитель-Ребенок, и неспособен реально оценивать ситуацию. Также среди преступных элементов часто встречается исключение Родителя с его моральными установками.

Кроме этого, существует исключение сразу двух эго-состояний, в этом случае человек все время пребывает в одном эго-состоянии, тогда оно называется константным, исключающим.

Эго-состояния во взаимодействии, анализ трансакций

Эрик Берн описывал трансакции как любое взаимодействие людей, в своей книге он задает читателю вопрос, что делают люди после того, как говорят «Здравствуйте». Любое взаимодействие двух людей, означающее, что один человек замечает присутствие, называется трансакцией. Берн назвал трансакцией единицу взаимодействия.

В трансактном анализе рассматривается три типа взаимодействия: это пересекающиеся трансакции, параллельные и скрытые трансакции.

В первую очередь важно рассмотреть параллельные трансакции. Если во взаимодействии человек производит ответ из того эго-состояния, к которому обратились, то коммуникация продолжается и может длиться бесконечное множество раз - это первое правило коммуникации. Это то, что называется параллельной трансакцией. К примеру, когда человек обращается к Ребенку другого из своего состояния Родителя, а другой отвечает трансакцией Ребенок-Родитель, то в этом случае мы имеем дело с параллельной трансакцией, или тем, что Берн называл дополняющей трансакцией.

Второй вариант коммуникации - это пересекающаяся трансакция. В случае если вы произвели трансакцию, а получили ответ совсем из другого эго-состояния, то это называется пересекающей трансакцией, в этом случае коммуникация заканчивается. Это одна из частых проблем коммуникации. К примеру, вы обратились из состояния Взрослый к Взрослому состоянию собеседника, но он ответил из эго Родителя, обратившись к вашему эго Ребенка, тогда коммуникация обрывается.

Скрытые взаимодействия

Также существует такой вид взаимодействий, как скрытые трансакции. Эрик Берн утверждал, что, чтобы понять суть коммуникации, необходимо уделять внимание именно психологической, скрытой составляющей трансакции, и предлагал представлять себя марсианином, спустившимся на землю и не имеющим представления о сути человеческого общения. Трансакции часто проходят на двух уровнях: социальном, открытом и психологическом, скрытом уровнях. К примеру, основной стимул может быть направлен на открытом уровне из состояния Взрослый в состояние Взрослый, на психологическом уровне трансакция была иной: Родитель - Ребенок, эта трансакция осталась скрытой, то же самое наблюдаем и в ответной реакции, такой тип называется двойной скрытой трансакцией. Стюарт приводит пример, когда муж спрашивает жену «Где моя рубашка?» - она отвечает «Положила в шкаф» , на первый взгляд, трансакция В-В, но если рассматривать поведенческий диагноз, то мы увидим изменение эмоциональных состояний, как у Родителя, так и у Ребенка. Кроме этого отмечают еще один тип скрытых трансакций - угловые трансакции. Сущность этого типа взаимодействия заключается в том, что начинающий взаимодействие на открытом уровне направляет трансакцию из В к В, но на психологическом - это трансакция Взрослый - Ребенок, тем самым провоцируя партнера по общению отреагировать из Детского эго. Для того, чтобы определять скрытые трансакции, необходимо наблюдать за невербальными сигналами человека, так как именно оттуда поступают скрытые психологические послания.

Стимульный голод или жажда поглаживаний

Клод Штайнер в своей книге описал поглаживания как важную форму стимуляции друг друга, без которой невозможна жизнь человека. Ранее была описана трансакция как единица взаимодействия, и в результате этого взаимодействия люди получают поглаживания.

Проведенные исследования показали, что люди имеют так называемый стимульный голод. Наличие этого голода говорит о том, что человек нуждается в поглаживаниях. Еще с детства, начиная с самого рождения, ребенок нуждается в физических прикосновениях, обнимании, поглаживаниях. Отсутствие такого поглаживания приводит к тому, что ребенок плохо развивается. В исследованиях детей, выросших в детском доме, в сравнении с детьми, выросшими в домашней обстановке, выявлено, что дети, получающие больше поглаживаний и родительского тепла, становятся более успешными, а дети из детского дома имеют большое количество психологических проблем.

Вырастая, мы продолжаем нуждаться в утолении стимульного голода, в поглаживаниях, но теперь заменяем физические поглаживания, социальными. Теперь мы можем получать поглаживания при любом взаимодействии, оно говорит нам «я замечаю тебя».

Поглаживания можно разделить на условные и безусловные, положительные и негативные, вербальные и невербальные.

Проблемы, связанные с принятием поглаживаний

Стюарт в своей книге показывает несколько проблем, связанных с выдачей поглаживаний. Одной из форм проявления поглаживания является такое, когда человек в конце поглаживания выдает его обесценивание. Такое поглаживание называется фальшивым. Другой вид проблемы, связанной с выдачей поглаживаний, это так называемые пластиковые поглаживания, когда человек выдает чрезмерное и неискреннее поглаживание.

Также существует несколько типов проблем, связанных с получением и принятием поглаживаний. Существует фильтр поглаживаний. Мы пропускаем только те поглаживания, которые для нас являются важными, ценными. Стюарт приводит пример собственной реакции на поглаживание, когда он оценивает как слабое поглаживание человека, только что пролиставшего его книгу, и как высокоценное такое же поглаживание человека, прочитавшего книгу от корки до корки.

В свою очередь, Клод Штайнер указывает на 5 видов запретов у большинства людей на поглаживания, вызванных воспитанием родителей, целью которых является создание впечатления о том, что количество поглаживаний ограничено, и раздавать их просто так запрещено:

  • не выдавай поглаживания, когда их надо давать
  • не проси поглаживания, когда ты в них нуждаешься
  • не принимай поглаживания, когда ты в них нуждаешься
  • не отвергай поглаживания, когда ты в них не нуждаешься
  • не гладь себя.

В современном трансактном анализе не все согласны с концепцией Штайнера, о необходимости формировать у человека убеждение о том, что раздавать и получать поглаживания можно в неограниченном количестве.

Штайнер считал, что, принимая поглаживание, мы храним его в так называемом «Банке поглаживаний» и, когда нам необходимо, мы можем доставать и использовать его для самопоглаживания, однако поглаживания имеют свойство истощаться со временем и поэтому необходимо иметь возможность постоянно пополнять «банк». Макаровы в своей книге также утверждают, что наличие большого «Банка поглаживаний» дает возможность человеку становиться более успешным и достигать больших целей в своей жизни.

Структурный голод

Одним из видов потребностей, выделенных Берном, является желание в структурировании времени, или структурный голод. Когда мы начинаем работу в какой-то группе, то сначала может возникнуть некоторый эмоциональный дискомфорт, или чувство тревоги из-за отсутствия четкого структурирования времени в группе. Каждый человек начинает структурировать свое время в группе по-своему. Всего по Берну есть шесть типов структурирования времени. Считается, что чем ниже по списку структурирование времени, тем выше психологический риск, но более сильными становятся поглаживания.

Уход - вид структурирования времени, при котором человек физически не выполняет никаких действий, и невозможно диагностировать его эго-состояние. При этом он находиться в размышлении о ситуации в группе.

Ритуалы - каждого человека в детстве обучают определенным ритуалам, таким как приветствие и т. д. По уровню поглаживания выше, чем уход, но и выше по психологическому риску.

Времяпрепровождение - коммуникация между членами группы происходит, не касаясь текущей ситуации в группе, а чаще о чем-то, что не здесь и сейчас. К примеру, мужчины могут играть в игру, где обсуждают марки автомобилей, а женщины - детей.

Деятельность - в группе начинаются действия, направленные на достижение определенной цели.

Игры - вид структурирования времени, когда используются трансакции как на социальном, так и на психологическом уровнях.

Интимность - в данном времяпрепровождении подразумевается способность к искреннему выражению чувств, при этом если при играх проблемы только возникают, то выражение чувств во время интимности, например, гнева, приводит к их разрешению. В этом понимании интимность подразумевает искренность и аутентичность человека.

Список использованной литературы:
  1. Берн Э. Люди, которые играют в игры [электронный формат] // URL: http://www.e-reading.club/book.php?book=87124 (дата обращения 25.12.15)
  2. Гулдинг Р, Гулдинг М. [ Goulding R., Goulding M.]Психотерапия нового решения. Теория и практика[электронный формат] // пер. с англ. М.: Класс, 1997. URL: http://www.koob.ru/goulding_mary/psihoterapiya_novogo_resheniya(дата обращения 25.12.15)
  3. Макаров В.В, Макарова Г.А. Транзактный анализ — восточная версия [электронный формат] // М.: Академический проект, ОППЛ 2002. URL: http://www.koob.ru/makarova_v/transactional_analysis (дата обращения 25.12.15)
  4. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога // М.: Эксмо, 2009.
  5. Малкина-Пых И.Г. Техники трансактного анализа и психосинтеза // [электронный формат] [б.и.] [б.г.] URL: http://www.koob.ru/malkina/trans_analysis(дата обращения 25.12.15)
  6. СтюартЯ. , ДжонсВ. Современный трансактный анализ»// пер. с англ. [электронный формат] ред. Лобачевский В. СПб., 1996. URL:http://www.koob.ru/ian_stewart/sovremenniy_trans_analiz (дата обращения 25.12.15)
  7. Штайнер К.Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна // СПб.: Питер 2003. URL: http://www.koob.ru/steiner_k/(дата обращения 25.12.15)

Прочитано 7512 раз

Настоящая книга впервые на русском языке дает полное представление о теории и практике современного транзактного анализа.
Построенный на конкретных упражнениях материал будет интересен как специалистам в областях психологии, медицины, психотерапии и социологии, так и широкому кругу читателей.

СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ …5
ЧАСТЬ I ВВЕДЕНИЕ В ТА
Глава 1. Что такое ТА? …7
Ключевые идеи ТА …8
Философия ТА …11
ЧАСТЬ II ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ. МОДЕЛЬ ЭГО-СОСТОЯНИЙ
Глава 2. Модель эго-состояний …14
Определение эго-состояний …18
Действительно ли существуют различия между эго-состояниями? …20
Эго-состояния и суперэго, эго, ид …20
Эго-состояния — названия, а не вещи …22
Сверхупрощенная модель …22
Глава 3. Функциональный анализ эго-состояний …24
Адаптивный Ребенок и Свободный Ребенок …24
Контролирующий Родитель и Воспитывающий Родитель …28
Взрослый …29
Эгограммы …30
Глава 4. Структурная модель второго порядка …34
Структура второго порядка: Родитель …36
Структура второго порядка: Взрослый …37
Структура второго порядка: Ребенок …38
Отличие структуры от функции..41
Глава 5. Распознавание эго-состояний …43
Поведенческий диагноз …43
Социальный диагноз …48
Исторический диагноз …49
Феноменологический диагноз..50
Диагноз эго-состояний на практике …51
Исполнительное и реальное Я …52
Глава 6. Структурная патология …56
Контаминация …57
Исключение …60
ЧАСТЬ III ОБЩЕНИЕ (КОММУНИКАЦИЯ): ТРАНСАКЦИИ, ПОГЛАЖИВАНИЕ И СТРУКТУРИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ
Глава 7. Трансакции …63
Параллельные (дополняющие) трансакции …63
Пересекающиеся трансакции …66
Скрытые трансакции …69
Трансакции и невербальные факторы …72
Выбор …73
Глава 8. Поглаживания …76
Жажда стимула …76
Виды поглаживаний …77
Поглаживание и подкрепление поведения …79
Раздача и прием поглаживаний …80
Экономия поглаживаний …83
Профиль поглаживаний..86
Самопоглаживание …89
Бывают ли «хорошие» или «плохие» поглаживания? …91
Глава 9. Структурирование времени …94
Уход …95
Ритуалы …95
Времяпровождение …97
Деятельность …98
Игры …99
Интимность …101
ЧАСТЬ IV НАПИСАНИЕ СЦЕНАРИЯ НАШЕЙ ЖИЗНИ
Глава 10. Природа и происхождение сценария жизни …105

Природа и определение жизненного сценария …106
Происхождение сценария …108
Глава 11. Как проживается сценарий …114
Сценарий победителя, побежденного и не-победителя …114
Сценарий во взрослой жизни …118
Почему необходимо понимание сценария …121
Глава 12. Жизненные позиции …125
Жизненные позиции у взрослых: ОК Коррал …127
Изменение личности и ОК Коррал …131
Глава 13. Сценарные послания и сценарная матрица …134
Сценарные послания и восприятие ребенка (младенца) …134
Виды сценарных посланий …134
Сценарная матрица …138
Глава 14. Приказания и решения …143
Двенадцать приказаний …143
Эпискрипт …151
Связь между решениями и приказаниями …152
Антисценарий …156
Глава 15. Сценарный процесс …159
Шесть сценарных процессов …159
Комбинация сценарных тем …164
Происхождение сценарного процесса …164
Ломка паттернов сценарного процесса …165
Глава 16. Драйверы и минискрипт …166
Способы обнаружения драйверного поведения …167
Главный драйвер …170
Драйверы и типы сценарного процесса …171
Драйверы и жизненная позиция …175
Пять разрешений …175
Происхождение драйверов …176
Минискрипт …176
Четыре мифа …180
ЧАСТЬ V РЕАЛЬНОСТЬ И НАШ СЦЕНАРИЙ: ПАССИВНОСТЬ
Глава 17. Игнорирование …182
Природа и определение игнорирования …182
Преувеличение …183
Четыре типа пассивного поведения …184
Игнорирование и эго-состояния …187
Обнаружение игнорирований …189
Глава 18. Матрица игнорирования …191
Области игнорирования …191
Типы игнорирования …192
Уровни (способы) игнорирования …192
Диаграмма матрицы игнорирования …193
Использование матрицы игнорирования …196
Глава 19. Мировосприятие и искажение …199
Мировосприятие (система отсчета) …199
Мировосприятие и эго-состояния..200
Мировосприятие и сценарий …201
Природа и функция искажения …202
Трансакции при искажении …202
Глава 20. Симбиоз …205
Здоровый и нездоровый симбиоз …210
Симбиоз и сценарий …211
Приглашение к симбиозу …213
Симбиоз второго порядка …214
ЧАСТЬ VI ОПРАВДЫВАЯ НАШИ СЦЕНАРНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ: РЭКЕТ И ИГРЫ
Глава 21. Рэкет и марки …217

Определение рэкета и чувства рэкета …219
Рэкет и сценарии …220
Чувства рэкета и аутентичные чувства …223
Чувства рэкета, аутентичные чувства и решение проблем …225
Рэкет как процесс …228
Марки …230
Глава 22. Система Рэкета …232
Сценарные убеждения и чувства..233
Рэкетные проявления …237
Подкрепляющие воспоминания …239
Выход из Системы Рэкета …242
Глава 23. Игры и анализ игр …245
Примеры игр …245
Футболки …248
Различные степени интенсивности игр …249
Формула И …250
Драматический треугольник …251
Трансакционный анализ игр …253
План игры …255
Определение игры …256
Глава 24. Почему люди играют в игры …258
Игры, марки и сценарная расплата …258
Подкрепление сценарных убеждений …259
Игры, симбиоз и мировосприятие …260
Игры и поглаживания …262
Шесть преимуществ игр Э. Берна …263
Позитивная расплата в играх …264
Глава 25. Как относиться к играм …265
Нужно ли давать название играм? …265
Некоторые известные игры …266
Возможность выбора …269
Как избежать негативной расплаты …271
Замена игровых поглаживаний …273
ЧАСТЬ VII ИЗМЕНЕНИЕ: ПРАКТИКА ТА
Глава 26. Контракты на изменение …275

Четыре условия Стайнера …276
Зачем нужны контракты? …276
Как составить эффективный контракт …279
Глава 27. Цели изменения в ТА …282
Автономность …282
Свобода от сценария …283
Решение проблем …284
Различные подходы к проблеме излечения …284
Глава 28. Терапия ТА …287
Самотерапия …287
Зачем нужна терапия? …288
Характерные черты терапии ТА …289
Три школы ТА …290
Глава 29. ТА в образовании и организациях …295
Различия между применением ТА в области образования, в организациях и клинике …295
Применение в организациях …297
ТА в образовании …299
Глава 30. История возникновения ТА …301
Эрик Берн и истоки ТА …302
Ранние годы …304
Годы распространения …305
Международная консолидация …306
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ …309
Первая монография по трансактному анализу, ставшая классическим текстом и основным источником по этому направлению. В книге содержится вся стройная теория Э.Берна, причем не только ее основные блоки, развернутые в последующих публикациях,- анализ игр и сценариев,- но и аспекты, которые автор в других своих книгах не излагает. Предназначена для психологов и психотерапевтов.

Эрик Берн . Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных
Впервые публикуемая на русском языке книга известного американского психиатра - своеобразная энциклопедия психологии и психиатрии, повествующая об организации психики, о жизненных целях и путях их достижения, проблемах влияния психических факторов на телесное здоровье, причинах нервных срывов, наркоманий и психических заболеваний, внутрисемейных отношениях и формировании личности ребенка.

Эрик Берн . Игры, в которые играют люди
Перед вами одна из основополагающих культовых книг по психологии человеческих взаимоотношений.
Система, разработанная Берном, призвана избавить человека от влияния жизненных сценариев, программирующих его поведение, научить его меньше "играть" в отношениях с собой и другими, обрести подлинную свободу и побудить к личностному росту. В этой книге читатель найдет много полезных советов, которые помогут понять природу человеческого общения, мотивы собственных и чужих поступков и причины возникновения конфликтов. По мнению автора, судьба каждого из нас во многом определяется еще в раннем детстве, однако в зрелом возрасте она вполне может быть осознана и управляема человеком, если он этого захочет. Именно с публикации этого международного бестселлера в нашей стране начался "психологический бум", когда миллионы людей вдруг осознали, что психология может быть невероятно интересной.

Эрик Берн. Люди, которые играют в игры
Из нашумевшей работы Эрика Берна миллионы людей впервые узнали о том, что они играют в игры, причем зачастую отнюдь не по правилам, и именно неверный выбор сценария поведения обрекает их на хронические неудачи. Бестселлеры знаменитого американского психиатра полностью перевернули наш взгляд на "человеческие проблемы" и предложили совершенно новый подход, позволяющий нам сохранить психическое здоровье.

Эрик Берн. Групповое лечение
«Немало людей наивно верят, что где-то есть Санта-Клаус, который с помощью волшебства избавит их от уродующих жизнь комплексов, пагубных влечений, психологических травм. Но годы идут, Санта-Клауса все нет, и отчаявшиеся обращаются к психотерапевту...»

Эти размышления автора вводят в проблематику книги, занимающей особое место в научном и творческом наследии известного американского психолога и психиатра Эрика Берна. Даже на внушительном фоне таких его классических трудов, как «Познай себя», «Исцеление души» и многих других, «Групповое лечение» выделяется как своего рода энциклопедия психотерапии, вобравшая в себя весь многолетний опыт врача и ученого.

Йен Стюарт, Вэнн Джойнс. Современный транзактный анализ
Настоящая книга впервые на русском языке дает полное представление о теории и практике современного транзактного анализа.
Построенный на конкретных упражнениях материал будет интересен как специалистам в областях психологии, медицины, психотерапии и социологии, так и широкому кругу читателей.

Харрис Т.А. Я - О"кей, ты - О"kей
Эта книга - результат поиска ответа для тех людей, которым нужны надежные факты, чтобы понять, как функционирует сознание, почему мы поступаем так, а не иначе, и как перестать делать что-то, если мы этого хотим. Ответ лежит в одном из самых ярких направлений в психологии - трансактном анализе. Он дал новый ответ тем, кто ориентирован скорее на изменение, чем на установление порядка, людям, желающим трансформировать, преобразовать себя. Он реалистичен, поскольку ставит пациента перед фактом, что тот ответственен за все, что случится в будущем, независимо от того, что произошло в прошлом...

Мэри Гулдинг, Роберт Гулдинг. Психотерапия нового решения
В книге известных американских психотерапевтов в живой и увлекательной форме описывается оригинальный метод позволяющий быстро и безболезненно изменить то что отравляет нам жизнь и мешает эффективной работе или полноценному общению.
Множество примеров из психотерапевтической практики автора убедят вас в том, что никогда не поздно пересмотреть свою жизнь и принять другое решение.

Мюриэл Джеймс, Дороти Джонгвард. Рожденные выигрывать
Роли, которые мы выбираем или роли, которые кто-то выбирает для нас… Право и свобода выбора, данные нам от рождения – что же с ними делать: отдать окружению ближнему и дальнему или, наконец, воспользоваться самим? Каждый решает сам, кем он предпочитает быть – Победителем или Побежденным. А потому – читайте и выбирайте...

Райнер Шмидт. Искусство общения
Прекрасная монография, посвященная вопросам делового общения и применению трансактного анализа в производственной деятельности.

Материалы найдены в открытом доступе в сети Интернет.
Просим сообщать о неработающих ссылках.

ВЭНН ДЖОЙНС

СОВРЕМЕННЫЙ

ТРАНЗАКТНЫЙ

АНАЛИЗ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

САНКТ-ПЕРЕТБУРГ

ПРЕДИСЛОВИЕ

В этой книге мы знакомим вас с современной теорией и практикой трансакционного анализа (ТА). Материал представлен таким образом, чтобы он был удобен как при самостоятельном изучении предмета, так и при освоении ТА групповым методом. Для иллюстрации отдельных положений теории приводятся многочисленные примеры. В книге полностью отражена программа «Официального курса ТА 101», имеющего международное значение.

Упражнения. На курсах ТА, наряду с теорией, часто используются различные упражнения. За каждым положением теории следует соответствующее упражнение. Мы считаем, что это наиболее эффек­тивный способ, подкрепляющий знание теории. Чтобы получить максимальную пользу от книги, выполняйте каждое упражнение.

Рекомендуем завести тетрадь, где вы могли бы записывать ответы к упражнениям и другие мысли, которые могут возникнуть при прочтении книги. Это поможет эффективно изучить ТА и использовать полученные знания в жизни.

О чем эта книга. Когда вы прочтете эту книгу и проделаете упражнения, вы, вероятно, узнаете о себе гораздо больше, чем до ее прочтения. Возможно, вы сможете применить полученные знания для того, чтобы изменить свою жизнь в лучшую сторону.

Однако наша книга не может полностью заменить психолога. Если у вас серьезные личные проблемы, рекомендуем обратиться к квалифи­цированному специалисту, который окажет профессиональную помощь. Терапевты ТА рекомендуют своим клиентам изучить ключевые идеи ТА. Но для того, чтобы получить квалификацию практикующего специалиста по ТА, необходимо пройти курс по особой программе и стажировку под руководством специалиста. Необходимо также сдать экзамены в соответствии с требованиями организаций, представляющих ТА.

Наш теоретический подход. Наложенный в книге материал представляет собой совокупность идей, которые широко приняты в современной теории ТА. В базовом учебнике неуместно исследовать области, являющиеся спорными и противоречивыми. Тем не менее современный ТА сильно отличается от ТА десятилетней давности. Некоторые важные концепции, которые в настоящее время являются сутью основного направления ТА, не были известны основоположнику метода Эрику Берну. Поэтому при написании этой книги мы старались познакомить вас с новыми идеями.

Берн хотел, чтобы ТА был доступен всем. Для описания своего мышления он использовал простые слова, но идеи, в них заложенные, являются сложными.

Поскольку в 60-е годы ТА приобрел статус «популярной психо­логии», некоторые авторы, воспользовавшись поверхностной простотой ТА, излагали его в упрощенной манере. Поэтому представление о ТА, как о неглубокой и поверхностной психологии, не удалось поколебать до сих пор. При написании книги «Современный ТА» нашей целью было исправление этого ошибочного мнения. Мы попытались изложить оригинальную теорию ТА, сохраняя ясность и простоту языка. Это в первую очередь касается основы теории ТА - модели эго-состояний. В своей оригинальной работе Берн подчеркивал, что эго-состояния имеют временные рамки: Родитель, Ребенок и Взрослый. Все трем эго-состояниям присуще мышление, чувства и поведение. Целая пропасть разделяет это понимание модели эго-состояний и более поздний упрощенческий подход, который провозглашает следующее: «Взрос­лый - это мышление, Ребенок - чувственное восприятие, Роди­тель - чувство долга». Мы возвращаемся к оригинальной модели эго-состояний Берна, используя ее как основу для объяснения других положений теории.

При иллюстрации примеров используются вымышленные имена. Совпадение с именем конкретного человека чистая случайность.

Иан Стьюарт и Вэнн Джоинс

Настоящая книга впервые на русском языке дает полное представление о теории и практике современного транзактного анализа. Построенный на конкретных упражнениях материал будет интересен как специалистам в областях психологии, медицины, психотерапии и социологии, так и широкому кругу читателей.

ПРЕДИСЛОВИЕ
ЧАСТЬ I. ВВЕДЕНИЕ В ТА
Глава 1. Что такое ТА?
Ключевые идеи ТА
ФИЛОСОФИЯ ТА
ЧАСТЬ II. ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ. МОДЕЛЬ ЭГО -СОСТОЯНИЙ
Глава 2. Модель эго-состояний
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭГО-СОСТОЯНИЙ
Действительно ли существуют различия между эго-состояниями?
Эго-состояния и СУПЕРЭГО , Эго, ид
Эго-состояния - названия, а не вещи
Сверхупрощенная модель
Глава 3. Функциональный анализ эго-состояний
Адаптивный Ребенок и Свободный Ребенок
Контролирующий родитель и Воспитывающий родитель
Взрослый
Эгограммы
Глава 4. Структурная модель второго порядка
СТРУКТУРА второго порядка: родитель
Структура второго порядка: Взрослый
Структура второго порядка: Ребенок
Отличие структуры от функции
Глава 5. Распознавание эго- состояний
Поведенческий диагноз
СОЦИАЛЬНЫЙ диагноз
Исторический диагноз
Феноменологический диагноз
Диагноз эго-состояний на практике
Исполнительное и реальное
Глава 6. Структурная патология
Контаминация
Исключение
ЧАСТЬ III. ОБЩЕНИЕ (КОММУНИКАЦИЯ): ТРАНСАКЦИИ, ПОГЛАЖИВАНИЕ И СТРУКТУРИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ
Глава 7. Трансакции
Параллельные (дополняющие) трансакции
Пересекающиеся трансакции
Скрытые трансакции
Трансакции и невербальные факторы
Выбор
Глава 8. Поглаживания
Жажда стимула
Виды поглаживаний
Поглаживание и подкрепление поведения
Раздача и прием поглаживаний
Экономия поглаживаний
Профиль поглаживаний
Самопоглаживание
Бывают ли «хорошие» или «плохие» поглаживания?
Глава 9. Структурирование времени
УХОД
РИТУАЛЫ
Времяпровождение
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Игры
ИНТИМНОСТЬ
ЧАСТЬ IV. НАПИСАНИЕ СЦЕНАРИЯ НАШЕЙ ЖИЗНИ
Глава 10. Природа и ПРОИСХОЖДЕНИЕ сценария жизни
Природа и ОПРЕДЕЛЕНИЕ жизненного сценария
Происхождение сценария
Глава 11. Как проживается сценарий
Сценарий победителя, побежденного и не-победителя
Сценарий во взрослой жизни
Почему необходимо понимание сценария
Глава 12. Жизненные позиции
Жизненные позиции у взрослых: ОК Коррал
Изменение личности и ОК Коррал
Глава 13. Сценарные послания и сценарная матрица
Сценарные послания и ВОСПРИЯТИЕ ребенка (младенца)
Виды сценарных посланий
Сценарная матрица
Глава 14. Приказания и решения
Двенадцать приказаний
Эпискрипт
Связь между решениями и приказаниями
Антисценарий
Глава 15. Сценарный процесс
Шесть сценарных процессов
Комбинация сценарных тем
Происхождение сценарного процесса
Ломка паттернов сценарного процесса
Глава 16. Драйверы и минискрипт
Способы обнаружения драйверного поведения
Главный драйвер
Драйверы и ТИПЫ сценарного процесса
Драйверы и жизненная позиция
Пять разрешений
Происхождение драйверов
Минискрипт
Четыре мифа
ЧАСТЬ V. РЕАЛЬНОСТЬ И НАШ СЦЕНАРИЙ: ПАССИВНОСТЬ
Глава 17. Игнорирование
Природа и определение игнорирования
Преувеличение
Четыре типа пассивного поведения
Игнорирование и эго-состояния
Обнаружение игнорирований
Глава 18. Матрица игнорирования
Области игнорирования
Типы игнорирования
Уровни (способы) игнорирования
ДИАГРАММА матрицы игнорирования
Использование матрицы игнорирования
Глава 19. Мировосприятие и искажение
Мировосприятие (система отсчета)
Мировосприятие и эго-состояния
Мировосприятие и сценарий
Природа и ФУНКЦИЯ искажения
Трансакции при искажении
Глава 20. Симбиоз
Здоровый и нездоровый симбиоз
Симбиоз и сценарий
Приглашение к симбиозу
Симбиоз второго порядка
ЧАСТЬ VI. ОПРАВДЫВАЯ НАШИ СЦЕНАРНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ:
РЭКЕТ И ИГРЫ
Глава 21. Рэкет и марки
Определение рэкета и чувства рэкета
Рэкет и сценарий
Чувства рэкета и аутентичные чувства
Чувства рэкета, аутентичные чувства и решение проблем
Рэкет как процесс
Марки
Глава 22. Система Рэкета
Сценарные убеждения и чувства
Рэкетные проявления
Подкрепляющие воспоминания
Выход из Системы Рэкета
Глава 23. Игры и анализ игр
Примеры игр
Футболки
Различные степени интенсивности игр
Формула И
Драматический треугольник
Трансакционный анализ игр
План игры
Определение игры
Глава 24. Почему люди играют в игры
Игры, марки и сценарная расплата
Подкрепление сценарных убеждений
Игры, симбиоз и мировосприятие
Игры и поглаживания
Шесть преимуществ игр Э. Берна
Позитивная расплата в ИГРАХ
Глава 25. Как относиться к играм
Нужно ли давать название играм?
Некоторые известные игры
Возможность выбора
Как избежать негативной расплаты
Замена игровых поглаживаний
ЧАСТЬ VII. ИЗМЕНЕНИЕ: ПРАКТИКА ТА
Глава 26. Контракты на изменение
Четыре условия Стайнера
Зачем нужны контракты?
Как составить эффективный контракт
Глава 27. Цели изменения в ТА
Автономность
Свобода от сценария
Решение проблем
Различные подходы к проблеме излечения
Глава 28. Терапия ТА
Самотерапия
Зачем нужна терапия?
Характерные черты терапии ТА
Три школы ТА
Глава 29. ТА в образовании и ОРГАНИЗАЦИЯХ
Различия между применением ТА в области образования, в организациях и клинике
Применение в организациях
ТА в образовании
Глава 30. ИСТОРИЯ возникновения ТА
Эрик Берн и истоки ТА
Ранние годы
Годы распространения
Международная консолидация
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Характеристики "Современный транзактный анализ"

Формат: djvu. Размер: 3 Mb. Страниц: 335. Издательство: Социально-Психологический Центр. Год издания: 1996. Книга

Скачать книгу

Скачивая файл, Вы соглашаетесь со следующими правилами:
Вся информация, размещённая на сайте, собрана из общедоступных публичных ресурсов сети интернет и предназначена исключительно для ознакомительных целей. Вся информация, которую содержит сайт, не может быть использована ни в каких иных целях, кроме ознакомления.
Данный проект является некоммерческим и авторы не несут никакой материальной ответственности.
После ознакомления файл должен быть удален с Вашего компьютера - иначе все последствия - полностью под Вашу ответственность и на Ваше усмотрение.
Если Вы являетсь автором или владельцем авторских прав произведений, информация о которых размещена на сайте - Вы можете дополнить, изменить или удалить информацию о вашем произведении, связавшись с администрацией сайта - ramir&ua.fm.
Администрация сайта напоминает - мы не изготавливаем электронные версии произведений, не храним и не рапространяем файлы - мы лишь РАЗМЕЩАЕМ ИНФОРМАЦИЮ о доступных в сети ресурсах для ознакомления.
Обратите внимание, чтобы началась закачка откроется новая вкладка, а затем вернется обратно. Если Вы не можете скачать файл - проверьте свои настройки. Увы, но такова реализация скачивания у нас на ресурсе, дабы избежать ненужных хлопот.