Цифра 8 конспект занятия. III

Основные цели:

  • сформировать представление о числе 8 как количественном свойстве групп из 8 предметов,
  • повторить состав чисел 5-7, различные способы записи чисел в пределах 7.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: наблюдение, сравнение, аналогия.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цели:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности через игровую ситуацию;
  • определить содержательные рамки урока: количественные свойства предметов.

Организация учебного процесса на этапе 1:

Вспомните наше путешествие по числовому отрезку

На какой станции мы остановились? (На станции 7)

Стоит ли нам продолжить наше путешествие по числовому отрезку? (Стоит)

Зачем? (- Мы познакомились не со всеми числами. - Чтобы узнать другие числа, их состав, …)

Тогда продолжим наше путешествие по числовому отрезку и приготовимся узнать что-то новое.

Как всегда с нами в путешествие за новыми знаниями отправляется наш друг Буратино, но не один. Сегодня он пригласил с собой Матрёшку. А почему именно Матрёшку, вы сами потом ответите.

А кто может управлять нашим паровозиком? (Только настоящие ученики.)

Кого называют настоящими учениками? (Того, кто сам может определить, чего он не знает, и сам находит способ решения)

Пожелаем друг другу удачи и счастливого пути!

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цели:

  • актуализировать представления о количестве как о свойстве предметов;
  • повторить состав чисел в пределах 7,схематическую и знаковую форму записи чисел в пределах
  • зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний.

Организация учебного процесса на этапе 2:

Что поможет нам в дороге? (Наши знания)

Ребята, мы не все знания должны взять с собой, а только те, которые нужны будут нам в данном путешествии.

Давайте повторим всё, что нам пригодиться, чтобы наши друзья Буратино и Матрёшка увидели, что мы настоящие ученики и хорошие машинисты для нашего волшебного Паровозика.

Задание первое:

Соотнесите количество предметов с нужной цифрой и графической моделью:

Задание на доске. Дети цепочкой выходят к доске и выполняют задание.

Что мы сейчас повторили? (Предметы можно посчитать, количество предметов записать цифрами или изобразить графической моделью)

Задание № 2.

Покажите на карточках число, следующее за числом 5. (4, 2, 6)

Как получить следующее число? (+ 1)

Задание № 3.

Решите на доске равенства, используя различные способы вычисления.

Способы вычисления

3+2= (5 ) 3+3= (6 ) 3+4= (7 )

Чему равна первая сумма? (5) Докажи. (Мы можем посчитать по числовому лучу: от 3 делаем 2 шага в сторону + и приходим к 5)

Чему равна вторая сумма? (6) Докажи. (Мы знаем состав числа:3 и 3 – это 6. Дети обращаются к “домикам” с составом числа 6.

Чему равна третья сумма? (7) Докажи. (Аналогично)

Что вы заметили интересного в ответах? (Числа идут в порядке возрастания)

А каким может быть первое равенство?

Что вы заметили интересного в равенствах? (Закономерность: первое слагаемое всегда одинаковое, второе – увеличивается на один, поэтому сумма увеличивается на 1)

Хорошо! Мы можем добавить ещё один способ решения – закономерность.

- закономерность

Какой способ вычисления самый быстрый? (знание состава числа)

Что мы сейчас повторили?

Чтобы найти значение выражения надо знать состав числа и уметь работать с числовым отрезком. Если возможно, можно применить закономерность.

Молодцы! Вы хорошо поработали. Надо ли нам продолжать заниматься математикой или мы уже всё знаем? (Надо)

А хотите ли вы узнать что-то новое? (Хотим!)

Раз мы справились со всеми заданиями, мы, действительно, смело можем продолжать путешествие.

Теперь будет новое для вас задание.

Нужно найти значение выражения 3+5. (выражение записано на карточке)

Как вы считаете, почему данное выражение для вас новое, ведь с числом 3 и с числом 5 мы знакомы?(Таких соседей нет ни в одном домике)

Правильно. Итак, через? минутки запишите результат на файле.

(Ответы фиксируются на доске)

У кого нет ответа?

Кто получил ответ. (Файлы вывешиваются на доску)

3. Постановка проблемы.

1) выявить место и причину затруднения

Организация учебного процесса на этапе 3:

– Какое задание выполняли? (Находили значение выражения 3+5.)

У кого-то нет ответа, кто-то получил ответ, но почему ответы разные?

– Похожие задания вы уже выполняли в начале урока.

А почему же здесь возникло затруднение? (Не можем объяснить. Не можем воспользоваться правилом.)

(Мы не успели, потому что таких соседей нет ни в одном “домике”. Не знаем нужной цифры….)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цели:

  • согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
  • построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

Какая же тема урока и цели?(ТЕМА и ЦЕЛИ появляются на доске (Число 8) (и цифра 8)

Давайте вспомним, какие способы вычислений нам помогали решать примеры в начале урока (вывешиваются способы вычислений) и поставим перед собой цели на данный урок.

Не умеем записывать цифру 8. Надо научиться писать цифру 8)

Почему не можем объяснить правильность решения по числовому отрезку?

(На числовом отрезке нашли число 3 и сделали в сторону плюса 5 шагов. Мы заметили, что нашем числовом отрезке нет числа 8, значит надо найти место числу 8 на числовом отрезке)

Почему не смогли воспользоваться домиком? (Такого “домика” нет, надо познакомиться с составом числа 8.

ФИЗ. МИНУТКА: 1,2,3,4,5,6,7,8. 8,7,6,5,4,3,2,1.(Движение рук под счёт)

5. Реализация построенного проекта.

Цели:

  • реализовать построенный проект в соответствии с планом;
  • зафиксировать способы записи и состав числа 8 на эталоне.

Организация учебного процесса на этапе 5:

Давайте посмотрим на поставленные цели? Что предстоит выполнить вначале? (Научиться писать 8)

Для чего нужно уметь писать цифру 8? (Чтобы записывать число 8)

Знакомства с цифрой 8. – На что похожа цифра? (На очки, на снеговика, на кольца от ножниц, на матрёшку). Так вот почему с нами сегодня путешествует Матрёшка и, оказывается, Буратино не случайно пригласил её.

А ещё есть стихотворение об этой цифре:

У восьмёрки два кольца,

Без начала и конца.

Попробуйте в воздухе обвести несколько раз цифру 8.

А теперь на файлах по алгоритму научимся писать цифру 8. (Работа по алгоритму на файлах).

Первый пункт мы выполнили? Научились писать цифру 8? Для чего научились?(Теперь сможем не только считать до 8, но записывать числа до 8)

Переходим ко второму пункту: найти место на числовом отрезке.

Если рассуждать по закономерности, то вы можете заметить, что второе слагаемое увеличилось на один, сумма увеличиться на один, получили 3+5=8, следовательно, число 8- следующее за числом 7 )

Значит, чтобы найти место числу 8 на числовом отрезке, надо к 7 прибавить 1(стрелочкой на числ.отр. показать направление), приложить единичный отрезок и подписать 8 (Дети на доске и на файлах достраивают отрезок)

Какой следующий пункт плана? (Состав числа)

Для данной работы приготовьте 8 кружков. Как можно разложить данные кружки в два мешочка? (Вначале переложим один кружок и пересчитаем, сколько осталось во втором, получили 1 да 7, значит на первом этаже находятся жители 1 и 7, следовательно 8- это 1 и 7) (Дети работаю на доске и на партах). Результаты проговариваются в громкой речи и “заселяется домик № 8”

Аналогично работают с остальными вариантами.

Какую работу мы выполнили? (Познакомились с составом числа)

Для чего необходимо знать состав числа? (Чтобы быстро решать примеры)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

  • зафиксировать во внешней речи состав числа 8.

Организация учебного процесса на этапе 6:

Значит, состав числа нужно быстрее выучить наизусть. Для этого мы ещё раз с помощью выражений вслух проговорим состав числа и заселим жильцов в “домик” № 8.

Все ли поставленные цели мы выполнили? (Открыли число 8?)

Обращаясь к целям урока:

Писать цифру научились? (Да)

На числовом.отрезке. место числу 8 нашли? (Да)

С составом числа 8 поработали? (Да)

Чем необходимо заняться теперь? (Нужно потренироваться).

Верно. Чтобы быстрей и лучше запомнить состав числа 8, давайте решим следующие равенства:

На доске:

Первый столбик решается на доске с проговариванием в громкой речи состава числа 8 всеми детьми.(2 и 6 это 8, поэтому 2+6=8. 8 это 4 и 4, поэтому 8-4=4)

Второй столбик – фронтально с места с проговариванием в громкой речи.

Третий столбик на файлах – с проговариванием в парах.

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Цели:

  • тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
  • проверить сформированность представления о составе числа 8.

Организация учебного процесса на этапе 7:

Самостоятельно решите на листочках равенства, а затем мы проверим и расскажем нашим друзьям, как поняли тему урока.

Проверка по эталону:

Сравните с эталоном первый пример.

Кто нашёл ошибку в первом равенстве?

Кто исправил свою ошибку? (Дети поднимают руки.)

Молодцы! Вы очень внимательны! Поставьте внизу карточки “?”, чтобы не допустить подобной ошибки в следующий раз.

Кто нашёл ошибку во втором равенстве?

Кто не понял, как работать с “домиком № 8”

У кого верно выполнены все задания? (Дети поднимают руки.)

Молодцы! Сделайте вывод. (Мы хорошо все усвоили.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цели:

  • тренировать способность к соотнесению количества предметов с цифрой и графической моделью.
  • тренировать способность к применению знаний по составу числа.

Организация учебного процесса на этапе 8:

Работа по учебнику №1 стр. 12

Найдите мешочек с 8 предметами и проведите ниточку к соответствующей цифре.

Каких предметов 8? С какой цифрой соединили?

Дорисуй недостающие точки на фишках.

Сколько дорисовали на первой фишке? Почему? (8 это 3 и 5)

Аналогично с остальными шишками.

Проверка – фронтально.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

  • зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
  • оценить свою работу и работу класса на уроке;
  • наметить направления будущей учебной деятельности;
  • обсудить домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

Вспомните, какой была тема нашего урока? (“Число и цифра 8”.)

Чему мы хотели научиться? (Изучить число 8 и научиться писать цифру 8.)

Нам это удалось? (Да.)

Докажите.

Удалось ли вам выполнить шаги учебной деятельности? Докажите?

Кому удалось сделать только один шаг? Как вы думаете почему?

– Оцените свою работу. Подарите магнитик Матрёшке: если вы считаете, что трудились очень хорошо, и у вас все получалось, прикрепите магнитик к большой Матрёшке; если считаете, что не очень хорошо поняли тему? прикрепите магнитик к средней Матрёшке; ну а если наше путешествие вам не принесло никаких знаний и вы ничему не научились – тогда магнитик должен попасть к маленькой Матрёшке. (Дети выходят к доске и прикрепляют магниты)

Учитель делает вывод по итогам самооценки.

Какие ТРУДНОСТИ остались?

Ребята, кому понравилось число и цифра 8, дома может поиграть в прятки с этим числом и нарисовать различные предметы, в которых может спрятаться цифра 8. А завтра мы устроим выставку ваших работ.

Ежедневное планирование Математика ___17.03.2016 г.___

Тема: «Число и цифра 8».

Цели:

Образовательная цель:

познакомить учащихся с числом и цифрой 8;

научить правильно писать цифру 8.

Коррекционная цель:

корригировать внимание, память, познавательную активность;

мелкую моторику.

Воспитательная цель:

воспитывать бережное отношение к окружающей среде;

любовь к малой и большой Родине.

Оборудование: презентация, видео «Осьминожки», счётный материал, касса цифр, карточки с цифрами 1-8, учебник, (Т.В. Алышева. Математика 1 класс. Часть 2), рабочая тетрадь , демонстрационный материал, картинка кота Матроскина.

Ход урока:

    Вводная часть

1).Организационный момент .

Дорогие ребята! Я рада сегодня вас приветствовать в нашем уютном классе. Сегодня к нам на урок пришло много гостей, давайте с вами покажем свои знания, хорошее поведение на уроке, я думаю, у вас всё получится. А теперь тихо сели. Начинается урок.

Я за партою сижу,

Спинку ровненько держу.

Сильно я не наклоняюсь,

Сидеть правильно пытаюсь.

2). Психологический настрой

Ребята, с каким настроением вы пришли на урок математики? Покажите на картинках ваше настроение, у каждого из вас на парте лежит смайлик, возьмите карандаш и нарисуйте, если у вас хорошее настроение – то улыбку, если плохое – полосочку. Замечательно, у вас у всех сегодня хорошее настроение, я вам желаю, чтобы такое прекрасное настроение у вас оставалось не только до конца урока, но и на весь день.

3). Повторение изученного материала.

Ребята, к нам в гости пришел кот Матроскин. Сегодня мы отправимся в путешествие по неизвестным островам. Путешествие будет далеким и интересным, наш путь будет лежать через моря и океаны, мимо таинственных островов, на одном из которых нас встретит незнакомый еще вам житель этого острова.

А на чем отправимся в путешествие, вы скажете, отгадав загадку:

По волнам дворец плывет,

На себе людей везет. (Корабль)

(А для того, чтобы наше путешествие было удачным, необходимо выполнять следующие условия:

    Быть очень внимательными

    Помогать друг другу

    Правильно выполнять задания

Но прежде, чем отправиться в путешествие нам необходимо взять с собой спасательные круги, не известно в какие погодные условия мы попадём с вами, давайте посчитаем, сколько их на корабле.

    Устный счёт.

Прямой и обратный счет до 10-ти.

Ребята, посмотрите внимательно на доску, недавно был сильный ветер и перемешал все цифры, давайте расставим их в правильной последовательности.

    Даны числа 2,3,7,1,4,6,5.

Расположите числа по порядку. Назовите самое маленькое число, самое большое.

Назови соседей числа 4,6,3,2.

Ребята, Матроскин хочет с вами поиграть, закройте глазки. Каких чисел не хватает в ряду?

Молодцы, наш корабль отплывает.

    На экране появляется корабль, море, бутылка.

Ребята, смотрите какая-то бутылка! А как она могла попасть сюда? Обычно в бутылке отправляли послание. Посмотрим, что же в нашей. (учитель показывает пластмассовую бутылку. Из бутылки достает записку). Ребята, а там записка. Если мы справимся с заданиями, получим наш заветный кусочек карты. (На экране появляется записка, на фоне карты разбросаны числа).

ЗАДАНИЕ

Назовите числа, которые повторяются чаще всего (7)

Сколько повторяется число 7? (3 раза)

Назовите самое маленькое число

Назовите самое большое число

4). Минутка чистописания. Остров чистописания

Нам пора сделать записи в наших морских тетрадях и заработать кусочек карты. Пропишем красиво цифры, которые мы с вами нашли в бутылке.поплывём, а вы их будете записывать в ваши бортовые тетради. Но сначала потренируем пальчики.

5). Пальчиковая гимнастика

Молодцы, ребята, справились с заданием и получили кусочек карты. Поплыли дальше.

    Основная часть.

1). Остров Восьмерки.

Посмотрите ребята, кто это, плещется в воде возле остова, вы слышите песню?

2). «Песня осьминожек».

Познакомьтесь, ребята – это осьминожки, посмотрите какую забавную картинку они нарисовали, давайте посчитаем, сколько ножек у осьминожек?

Правильно, 8. Скажите, вы знакомы с этим числом? Конечно не знакомы, но сегодня на уроке, мы познакомимся с числом и цифрой 8. Это остров 8 ,

На радужном острове живут забавные восьмёрочки. Мы пока и остановимся на этом острове, чтобы ближе познакомиться с новым числом и цифрой 8. Давайте с вами разберем, как получить число 8. Сообщение темы и цели урока.

3). Знакомство с числом.

Посмотрите на экран и посчитайте, сколько осьминожек зеленого цвета(7), а синего (1), сколько всего получилось? (8).

Правильно 7+1=8.

Посмотрите еще на эту картинку, что вы видите? Морские ракушки (7), чем они отличаются между собой?

4). Знакомство с цифрой 8. (Слайд)

На что похожа цифра 8? (ответы детей)

Цифра восемь так вкусна,

Из двух бубликов она.

Цифру 8, цифру 8

На носу всегда мы носим

Цифра восемь плюс крючки

Получаются очки.

5). Работа по учебнику.

Гимнастика для глаз

Раз –налево, два – направо,

Три –наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

6). Написание цифры 8.

Можем мы записать его красиво и правильно? (Нет, так как не учили)

Объяснение учителем написания цифры 8. Обвести в учеб, на парте

Цифра 8 состоит из двух элементов – верхнего и нижнего овалов. Верхний овал пишем немного меньшим, чем нижний. Начинам писать верхний овал немного выше и правее середины клетки. Ведём вправо и вверх, закругляем, касаясь верхней и правой стороны клетки, и ведём вниз к началу овала дальше вниз влево: закругляем, не касаясь правой стороны клетки, закругляем и введём вверх к началу овала.

Показ на доске, (ученик пишет у доски)

Письмо в тетради.

Вспомните стихотворение о правильной посадке.

Я за партою сижу,

Спинку ровненько держу.

Сильно я не наклоняюсь,

Сидеть правильно пытаюсь

Сравните с образцом.

Подчеркните самую красивую цифру. Покажите ее соседу.

Перед вам цифры, их осьминожки перепутали и переставили местами, соедините их по порядку в порядке увеличения.

4 3 5 2 6 7 8 1

А на каком месте стоит цифра 8?

Воспитательный момент.

Ребята, посмотрите, кто к нам приплыл?

Дельфин бьёт тревогу!

Загрязняют люди воду!

Рыбкам негде будет жить

Проблему эту надо решить!

Чтобы избавиться от мусора, нам необходимо очистить воду.

Как нужно охранять природу, в том числе и воду? (нельзя бросать мусор, бумагу, бутылки).

Решение примеров

Давайте поможем дельфину, очистить воду. Вот нам и задание, будем решать примеры и собирать мусор. (Дети решают примеры возле доски, получившийся ответ-цифру, находят на картинке мусора и собирают в ведро).

7+1=8 (с какой цифрой мы сегодня знакомимся?).

2+2=4

3+2=5

4+3=7

5+2=7

4+2=6

Молодцы! Посмотрите, ребята, помогли, очистили наше морское дно, дельфин плавает в чистой воде. Но, не только дельфин радуется, все рыбки, крабики, морские коньки, тоже довольны) . Вы заработали еще один кусочек карты. Молодцы, так держать!

Решение задачи.

Ребята,мы очитили воду, приплыло много рыбок

Можно и порыбачить. Кто у нас самый ловкий рыбак? (ловит рыбу на удочку ученик и складывает в ведро). Женя ловит, мы считаем

Давайте посчитаем все вместе, сколько рыбы мы поймали 7 сколько ещемы еще должны поймать, чтобы получилось 8, одну

7+1=8

Вы заработали еще один кусочек карты. Молодцы

4). Ребята, посмотрите на доску, все кусочки карты мы собрали, посмотрите внимательно, что у нас получилось? Похожа на фигуру птицы, правильно нашу малую родину Крым, часто сравнивают с фигуркой голубя, посмотрите похожа? А птица голубь, это птица мира, мы с вами живем под мирным небом, благодаря нашей большой родине, большую родину как называют-России.

Правильно ребята, 18 марта, мы свами и все жители Крыма, будут отмечать знаменательную дату, воссоединения Крыма с нашей большой родиной Россией.

Итоговая часть.

Это событие произошло 18 числа, какую знакомую цифру вы увидели в этом числе?

С каким числом и цифрой мы сегодня

Посмотрите еще раз на карту Крыма, если мы хвостик закроем, какую геом. Фигуру напоминает? Треугольник

Наш полуостров Крым очень теплый и солнечный и очень редко бывают холодные дни и поэтому давайте закрасим наш Крым жёлтым цветом. Как солнышко. У вас на партах лежат контуры Крыма. Матроскину понравилось с вами путешествовать в этом пут. Он узнал много нового и интересного, он прощается с вами и просит, чтобы вы отдохнули от утомительного путешествия. В конце урока к нам приплыли и хотят показвать в знак благодарности

Видео дельфинов

8 4 5 7 6 март

17 03

Конспект урока математики в 1 классе

на тему: «Число и цифра 8»

2011 г.

Конспект урока «Число и цифра 8»

Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Цель урока: научить учащихся распознавать и писать цифру 8

Задачи урока:

    Образовательные (предметные):

    Сформировать умение вести счет как в прямом, так и в обратном порядке (от 0 до 8).

    Развить умение распознавания цифры 8 в знаковой среде (в ряду цифр, букв и символов)

    Научить правильно писать цифру 8 исоотносить количество предметов с цифрой (от 1 до 8).

    Развивать умение применения счета на пальцах, отыскивая правильный ответ.

    Совершенствовать навыки счета с помощью игральных кубиков.

    Развивающие (метапредметные):

    Регулятивные:

    Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

    Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска цифры 8.

    Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

    Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

    Познавательные:

    Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

    Подвести под понятие цифры и числа 8.

    Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.

    Развивать умение работать с разными видами информации.

    Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради для самостоятельных работ.

    Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.

    Работать над использованием знаково-символичных средств.

    Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

    Коммуникативные:

    Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.

    Помочь ребенку в аргументации своего мнения.

    Воспитательные (личностные):

    Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

    Понимать и следовать в деятельности нормам эстетики.

    Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

    Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.

    Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.

    Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам (посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи героям учебника).

    Следовать в поведении моральным и этическим требованиям.

    Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.

    Работать над осознанием ответственности за общее дело.

Этап урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1. Организацион-ный момент

Организовать направленное внимание на начало урока.

Проверка готовности рабочих мест.

Создание положительного настроя учащихся на урок.

Приготовление к уроку.

Приветствие учителя.

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний

Дальнейшее успешное усвоение новых знаний или учебных действий.

Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний:

Из кувшина вдруг возник

Удивительный старик.

Джинн ребятам подмигнул,

Цифры все перевернул.

Предлагает детям:

— осуществить прямой и обратный счет в пределах 7;

— соотнести количество предметов с цифрой (от 1 до 7);

— написать цифры от 1 до 7 по порядку;

— поработать в парах с раздаточным материалом на повторение состава числа 7.

Демонстрирует рисунок с изображением паука

Повторение системы ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала, осознание необходимости получения новых знаний:

— осуществляют прямой и обратный счет в пределах 7.

— решают задания на соотнесение количества предметов с цифрой (от 1 до 7).

— записывают цифры от 1 до 7 по порядку;

— выполняют в парах задание на повторение состава числа 7.

Ищут правильный ответ относительно количества ног у паука путем подсчета на пальцах.

(Сталкиваются с затруднением).

Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам (посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи героям учебника).

У мение адаптироваться к сложным ситуациям.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.

Подведение под понятие цифры и числа 8.

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Ведение счета как в прямом, так и в обратном порядке (от 0 до 7)

Соотнесение количества предметов с цифрой (от 1 до 7).

Запись цифр от 1 до 7.

Счет на пальцах, отыскание правильного ответа.

3. Постановка цели урока

Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Демонстрирует карточку с числом 8

Загадывает загадку:

Я так мила, я так кругла,

Я состою из двух кружочков,

Как рада я, что я нашла

Себе таких, как вы, дружочков. (Восьмерка)

Задает вопрос относительно того, чему будет посвящен сегодняшний урок.

Ученики самостоятельно пытаются сформулировать тему и цель урока:

на уроке будем работать с восьмеркой — считать предметы и правильно писать цифру 8.

Формирование мотивационной основы учебной деятельности.

Выделение и формулирование познавательной цели с помощью учителя.

Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения распознавать цифру 8.

Где вам встречалось число 8?(задание 1, стр.66 учебника).

Предлагает посмотреть на игральные кубики. Сколько очков впало на двух кубиках вместе?

Цифра 8 так вкусна:

Из двух бубликов она .

Предлагает найти среди знаков цифру 8. Сколько раз встретилась цифра 8? (задание 2, стр.66 учебника).

Вспоминают где им встречалось число 8.

Определяют сколько очков выпало на игральных кубиках.

Осуществляют поиск в ряду цифр, букв и символов цифры 8. Отвечают на поставленный вопрос.

Проявление самостоятельности в разных видах детской деятельности

Работа с разными видами информации.

Использование знаково-символичных средств.

Выполнение пробного учебного действия – поиск цифры 8.

Совершен-ствование навыков счета с помощью игральных кубиков.

Распознава-ние цифры 8 в знаковой среде (в ряду цифр, букв и символов)

5. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

Сформировать навыки написания цифры 8.

Демонстрирует таблицу написания цифры 8, обозначающую число «восемь» (

Просит объяснить как правильно ее писать.

Просит записать по порядку числа от 0 до 8, назвать число, которое следует сразу за числом 7 и записать его

(задание 4 , стр.67 учебника).

Объясняют как писать цифру 8.

Учатся ее правильно писать.

Работают по образцу: записывают числа от 0 до 8.

Называют число, следующее сразу за числом 7.

Осознание ответственности за общее дело.

Понимание и следование в деятельности нормам эстетики.

Высказывание своего мнения.

Аргументация своего мнения.

Выполнение действий по заданному алгоритму.

Контроль деятельности по ходу выполнения задания.

Правильное написание

цифры 8.

Запись цифр от 1 до 8.

6. Динамическая пауза (этап физической разрядки)

Смена вида деятельности

Показ рифмованных движений для снятия переутомления

Повторение движений учителя

Установка на здоровый образ жизни и ее реализация в реальном поведении

Выполнение действий по образцу.

7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД

Закрепить, повторить, продолжить формирование УУД.

1. Предлагает рассмотреть рисунок(задание 5, стр.67 учебника) иответить на вопросы:

— какие предметы здесь изображены?

— на какие группы их можно разделить?

Организует работу в парах: покажи соседу по парте

8 предметов, а он покажет тебе оставшиеся. Сколько предметов показал тебе сосед?

2. Предлагает дорисовать цветки и дополнить запись к рисунку(задание 3, стр. 92 тетради для с/р).

Называют предметы, изображенные на рисунке.

Анализируют на какие группы можно разделить изображенные предметы.

Работают в парах.

Работают с тетрадью для самостоятельных работ: дорисовывают цветки и дополняют запись к рисунку.

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Ориентация в учебнике и тетради для самостоятельных работ.

Взаимодействие с соседом по парте.

Анализ, синтез, сравнение и обобщение.

Дополнение записей (цифр) к рисунку.

Запись действия сложения.

8. Рефлексия деятельности

Сформировать личную ответственность за результаты деятельности

Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников

Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Самооценка на основе критерия успешности

Рефлексия способов и условий действия.

Оценка своей деятельности на уроке.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Список использованных источников

1. Чекин А.Л. Математика 1 класс: Учебник. Часть 1 . — М.: Академкни­га/Учебник, 2010.

2. Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях. 1 класс. Тетрадь для самостоя­тельной работы №1 — М.: Академкнига/Учебник, 2010.

3. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа» / Сост. Р.Г.Чуракова. – 5-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.

4. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности: 1-4 кл.: в 2 ч. / Сост. Р.Г.Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2011. – Ч.1 (Проект «Перспективная начальная школа»).

5. Эмблема Федерального государственного образовательного стандарта. – Режим доступа: http://ruosuksun.ucoz.ru/fgos_2.png

Евгения Гонцова
Конспект занятия «Число 8. Цифра 8»

Цель :

Создать условия для усвоения детьми порядкового счёта в пределах 8

Задачи :

Образовательные :

*Познакомить с числом и цифрой 8 ,

*Формировать представление об образовании последующего числа путём прибавления единицы, а также путём сложения 5 и 3, 6 и 2, 4 и 4.

*Закреплять умение соотносить цифру с количеством , выстраивать числовой ряд , отрабатывать навыки прямого и обратного счёта в пределах 8;

Развивающие :

Развивать речь, внимание, мыслительные операции, логическое мышление.

Воспитательные :

воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь.

Методические приемы :

Показ, объяснение, вопросы, поощрения, рассматривание.

Виды деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы.

Демонстрационный материал :

счетный материал (яблоки, карточки с цифрами от 1 до 8 ) игрушка ёжик и зайка, корзинка, домик для закрепления состава числа 8 .

Ход занятия

Здравствуйте, ребята!

Здравствуй, утро нежное

Здравствуй, детский сад

Здравствуй, добрый друг

Здравствуй, все вокруг

Очень рады мы гостям

Теплоту мы дарим Вам!

Сюрпризный момент

Появление мягкой игрушки ёжика, который пришёл к ребятам в гости,с корзинкой яблок.

Надо узнать, сколько яблок принес ёжик. Как узнать?

Основная часть.

(дети садятся на стулья)

Прибегает зайка

Ой ёжик, это ты потерял яблоко.

Ребята, давайте поможем ёжику и зайке, посчитаем, сколько же яблок

стало(8) .

А как мы получили число 8 (мы к 7 яблокам прибавили 1яблоко получили 8яблок) .значит 7 и 1будет 8.

Беседа с детьми.

Знакомство с цифрой 8 . Воспитатель выставляет на доску изображение цифры 8 , спрашивает детей, на что она похожа (два обруча, бублики, снеговик, очки и т. д.) . Затем разучивает с ребятами стихотворение о восьмёрке :

Цифру восемь , цифру восемь

На носу всегда мы носим.

Цифра восемь , да крючки –

Получаются очки!

Физминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Игра «Состав числа 8 »

Ребята, посмотрите вот домик на чердаке, которого живет цифра 8 , а на каждом этаже будет жить по 2 жильца. Вот 7и 1 сюда поселим

А как ещё можно получить число 8 из этого количества яблок?

(вызывается 2 детей, они делят яблоки на части 4 и 4,5и 3,6 и 2) заселяем домик.

Молодцы помогли заселить домик, закрепили состав числа 8 .

Игра «Живой числовой ряд »

Воспитатель раздает детям цифры (от 1 до 8) . Дети выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой . В завершении производится прямой и обратный счёт в пределах восьми (сначала хором, затем двумя – тремя детьми самостоятельно)

Заключительная часть Игра «Соседи» , «Какая цифра потерялась »

Итог занятия .

С каким числом и цифрой познакомились сегодня?

Какие моменты вам больше понравились?

Какие трудности встретились на пути?

В завершении детям раздаются карточки с изображением цифры 8 и восьми яблок (для раскрашивания в свободное время) .

Публикации по теме:

Конспект занятия по ФЭМП «Число и цифра 5» Конспект занятия по ФЭМП образовательная область «Познание» по теме: «Число и цифра 5» Цели: 1. Закрепить знание цифр от 1 до 4; Умение.

Конспект открытого занятия по математике для дошкольников «Число и цифра 10» Конспект открытого занятия Тема: «Число и цифра 10» Цель занятия: познакомить с образованием числа 10; учить считать в пределах 10, соотносить.

Конспект открытого занятия по математике в средней группе «Число и цифра «2» Тема: Число и цифра «2» П/задачи: Продолжать знакомить детей с числом 2 и понятием «пара». Познакомить с цифрой 2, упражнять в соотношении.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Число 8. Цифра 8» Цель: 1) Познакомить с образованием и составом числа 8, цифрой 8. 2) Закрепить представления о составе числа 7, навыки счета в пределах.

Конспект занятия по математике «Число и цифра 5» в подготовительной группе Конспект занятия по математике «Число и цифра 5» в подготовительной группе Цель: -Дать детям представление о числе 5, его составе, о печатном.

Конспект занятия по математике. Тема: «Число 8. Цифра 8» Задачи: Формировать счётные умения в пределах 8, устный счет от 1 до 8 в прямом и обратном порядке. Продолжать учить воспитанников решать.

Тема: Число и цифра 8

Характеристика урока

Уровень образования: начальное общее образование

Целевая аудитория: Учитель (преподаватель) - Петухова М.К.

Класс: 1 класс

Предмет : Математика

Цель урока:

1. Познакомить с числом и цифрой 8, составом числа 8.

3. Создать благоприятные, здоровьесберегающие условия для формирования новых знаний

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе :12

Используемые учебники и учебные пособия:

Л.А.Чекин "Математика" 1 часть, 1 класс;

Тетрадь для самостоятельных работ, 1 часть

Используемая методическая литература:

Используемое оборудование:

Жетоны, карточки с цифрами, рисунки, матрёшки

Краткое описание:

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний

2.2. Наборное полотно - карточки с цифрами

2.3. Стихотворные задачи

3. Зрительная гимнастика

4.1. Постановка проблемы

4. 3. Планирование работы

4.4. Реализация плана

4.6.Физкультминутка

4.7. Цифра 8

4.8. Пальчиковая гимнастика

4.9. Запись цифры 8

4.10. Работа в тетради

4.11. Состав числа 8

4.12. Физкультминутка

5. Домашнее задание

6. Итог урока. Рефлексия

Ход урока

    Организационный момент

Вот книжки на столе и вот – тетрадки.

Не хочется играть сегодня в прятки.

И недосуг дуть на корабль бумажный.

Сегодня урок уж очень важный!

Нашим гостям скажем откровенно

Будем выполнять всё верно.

Руки? – на месте.

Ноги? – на месте.

Локти? – у края.

Спина? - прямая

Если вы готовы к уроку и правильно сидите, возьмите жетон.

(дети поднимают жетон)

    Актуализация опорных знаний

Начинаем урок с математической разминки

2. 1. Счёт от 1 до 20 в прямом и обратном порядке

2.2. Наборное полотно - карточки с цифрами: 3416275

Что вы можете сказать об этих числах? (Они стоят не по порядку)

Расставьте числа в порядке возрастания. Как будем расставлять? (1234567)

Назовите число, которое стоит между числами 3 и 5 (4)

Назовите число последующее для числа 5 (6)

Назовите предыдущее число для 4 (3)

Какое число стоит слева от числа 3 (2)

Какое число стоит справа от числа 6 (7)

2.3. Стихотворные задачи

а ) Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди? (5)

б) У Сашки в кармашке две
конфеты в бумажке
Еще он дал по конфете
Свете и Пете, Марине и Нине.
И сам съел конфетку
А больше нету.
- Сколько было конфет? (7)

в) Семь антенн на этой крыше.
Наш электрик дядя Миша
Лишь четыре укрепил,
Остальные – брат Кирилл.
-Сколько антенн установил брат Кирилл? (3)

3. Зрительная гимнастика

3.3.1 Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

3.3.2 .Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 - 6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

3.3.3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

4. Постановка проблемы. Открытие нового

4.1. Постановка проблемы

- А теперь, ребята, послушаем загадки.

Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног.

Кто, скажи, я - … (осьминог)

(Рисунок)

Давайте посчитаем сколько ножек (8)

Где живёт?

Обитают во всех и и , от мелководья до 100-150 . Предпочитают скалистые прибрежные зоны, отыскивая для обитания и расщелины в . В 2007 году обнаружили «антарктического осьминога».

Чем питается?

Если вы когда-нибудь столкнетесь под водой с осьминогом, лучше держитесь от него подальше! Осьминог, конечно, не так опасен, как можно судить по его виду или по тому, как мы его представляем. Но, тем не менее, встреча с ним может быть очень неприятной. Дело в том, что осьминог может укусить, а укус его ядовит. У осьминога очень крепкие челюсти, похожие на клюв попугая. Не говоря уж о том, что сам укус очень болезнен, но ведь осьминог при укусе может еще и яд впрыснуть. Обычно этим ядом осьминог пользуется для добывания пищи. Обычная пища осьминога - крабы, рыба и другие морские животные, которых он захватывает присосками и раздирает на куски своими челюстями. Но голодный осьминог перестает быть разборчивым в пище. Он поедает практически все, что может поймать и разорвать. Необычный вид осьминогу придают восемь его щупалец. Они очень длинные и гибкие, и на их нижней части располагаются ряды присосок, помогающих осьминогу хватать и очень крепко держать любую добычу. Знаете ли вы, что еще древние греки и римляне ловили осьминогов, чтобы употреблять их в пищу? Римляне считали его большим деликатесом. И даже в наши дни греки, итальянцы и китайцы с большим удовольствием едят соленых или сушеных осьминогов.

Почему его так назвали? (У него есть 8 щупальцев – 8 ног)

Восемь ног, как восемь рук,

Вышивают шёлком круг.

Мастер в шёлке знает толк,

Покупайте, мухи, шёлк. (паук)

- Что объединяет обе загадки? (встречается число 8)

4.2. Формулировка темы урока. Постановка задач

- Как вы думаете, какая тема будет сегодня на уроке? (Число и цифра 8)

Чему будем учиться? (будем учиться писать цифру 8, получать число 8. Сегодня узнаем состав числа)

Сегодня на уроке будем учиться получать число 8 разными способами и писать цифру 8

4. 3. Планирование работы

- В каком порядке будем работать?

План работы:

    Место цифры 8 ряду чисел

    Сравнение количества предметов с числом

    Письмо цифры 8 в тетрадях

    Состав числа

    Работа по учебнику

    Сравнение числа 8 с другими числами

4.4. Реализация плана

Покажи в ряду числе цифру 8

За каким числом следует число 8? (7)

Как получить число 8 (К 7 прибавить 1)

4.5. Соотнесение количества предметов с числом

Есть игрушки расписные
Складные да ладные
Они повсюду славятся,
Да и вам понравятся

Что это ? (Показ матрешки)

Но соответствует ли одна матрешка числу 8? (нет)

В руках у меня
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут
Всех матрешками зовут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки,
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой-
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притертую,-
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая,
А внутри пустая.
В ней живет шестая.
А в шестой -
Седьмая,
А в седьмой – восьмая.
Это кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд.
Сестры-куколки стоят.
-Сколько вас? – у них мы спросим.
И ответят куклы: восемь.

Итак, число 8 соответствует количеству из скольких предметов? (из 8 предметов)

4.6.Физкультминутка

Хлопают в ладоши
Дружные матрешки.
На ногах сапожки
Топают матрешки.
Вправо, влево наклонились
Всем знакомым поклонились.
Девчонки озорные
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых
Вы похожи, словно сестры.
Ладушки, ладушки
Веселые матрешки.

4.7. Цифра 8

А кто из вас умеет писать цифру 8?

На что похожа цифра восемь?

У восьмерки два кольца
Без начала и конца.

Цифра 8 так вкусна,

Из двух бубликов она

Цифру восемь, цифру восемь
На носу всегда мы носим.
Цифра восемь плюс крючки –
Получаются … (очки)

К этой цифре ты привык.
Эта цифра - снеговик.
Лишь зима сменяет осень,
Дети лепят цифру 8!
Только к цифре ты, дружок,
Третий не лепи кружок.


-На что похожа цифра 8. (бублики, очки, снеговик)
- Чем отличается понятие "цифра" от понятия "число"? (Число обозначает количество (сколько) предметов, цифра - знак, с помощью которого записывают количество предметов)

В учебнике на с.80 найдите среди знаков цифру 8. Сколько раз вам встретилась цифра 8? (3 раза)

4.8. Пальчиковая гимнастика

Две весёлые подружки ни минуты не сидят

Ловко прыгают подружки, только брызги вверх летят

4.9. Запись цифры 8
- Давайте научимся записывать цифру 8.

(учитель демонстрирует каллиграфическое написание на доске)

- Цифра 8 состоит из верхнего и нижнего овалов. Начинаем писать цифру немного ниже и правее середины верхней стороны, ведём линию вправо вверх, закругляем, касаясь верхней и правой сторон клетки, затем справа налево, закругляя и ведя слева направо к середине нижней стороны клетки. Далее линия закругляясь, идёт вверх к начальной точке.

4.10. Работа в тетради

Откройте тетради на с. 97, найдите образец написания цифры, обведите её по стрелкам, начиная с точки.

Напишите цифру на ладошке

Напишите цифру на спине своего соседа

Сколько элементов используется в записи цифры 8? (2 элемента)

Какие это элементы? (2 овала)

Покажите эти элементы

Обведите 1 элемент, второй, вместе

Пропишите цифру 8 до конца строки

(обратить внимание на правильную посадку)

4.11. Состав числа 8

Отгадайте загадку:

Очень дружно будет в нём,

Я построю новый …. (дом)

(на доске домик)

Кто догадался, какое число живёт в этом домике? (8)

Сколько этажей? (7)

Значит, сколько случаев состава числа? (7)

Количество жильцов каждого этажа равно 8

Выложите это число с помощью счётных палочек

Как расселим жильцов 1 этажа (1 и 7)

Значит 8 – это 1 и 7.

Расселим жильцов на втором этаже. (2 и 6)

Значит 8 – это 2 и 6.

Расселим жильцов на третьем этаже. (3 и 5)

Значит 8 – это 3 и 6.

Расселим жильцов на четвертом этаже. (4 и 4)

Расселим жильцов на пятом этаже. (5 и 3)

Расселим жильцов на шестом этаже. (6 и 2)

Расселим жильцов на седьмом этаж. (7 и 1)

Найдите похожие этажи по составу жильцов. (1 и 7 этажи, 2 и 6 этажи, 3 и 5 этажи)

Почему они похожи? (Использовали переместительный закон.)

4.12. Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
Семь, восемь - лень отбросим.

4.13. Работа по учебнику (с. 81 № 6)

Что нарисовано на картинке? (груши и одно яблоко)

Каким по счёту нарисовано яблоко? (шестым)

Если дорисовать одну грушу слева, каким будет яблоко по счёту слева? (седьмым)

А каким будет яблоко по счёту слева, если дорисовать грушу не слева, а справа? (шестым)

Слева или справа нужно дорисовать груши, чтобы яблоко стало Восьмым по счёту слева? (слева)

Сколько груш для этого нужно дорисовать? (2 груши)

4.14. Сравнение числа 8 с другими числами

4…8 6…8 8…3 8…8

8…5 7…8 1…8

5. Домашнее задание

Дома потренируйтесь красиво писать цифру 8 в своих тетрадях для самостоятельных работ

6. Итог урока. Рефлексия

С каким новым числом мы сегодня познакомились? (8)

Итак, как вы думаете, достигли ли мы сегодня цели?

8М8О8Л8О8Д8Ц8Ы8 (МОЛОДЦЫ)

Теперь нарисуйте рожицы