Индейское племя чероки. Что посмотреть в Северной Каролине: Резервация индейцев Чероки

В котором «белая» группа более старших людей представляла семь кланов. По словам Пэйна, эти люди несли ответственность за религиозную деятельность , как, например, исцеление, очищение и молитвы , а места в этой группе передавались по наследству. Другая группа людей помоложе, называемая «красной», несла ответственность за военную деятельность. Военная деятельность называлась «грязной», и поэтому после битвы её участники для возвращения к обычной жизни должны были пройти очищение у представителей «белой» группы. Эта иерархия исчезла задолго до XVIII века. Причины её исчезновения обсуждались: предполагалось, что иерархия исчезла после восстания чероки против священников, известных как Ani-kutani (англ.) русск. (чероки - ᎠᏂᎫᏔᏂ, Ani- - приставка, означающая группу людей; значение части -kutani неизвестно), которые начали совершать преступления .

Другой важный источник знаний о ранней культуре чероки - материалы, написанные в XIX веке лекарями, называемыми didanvwisgi (чероки - ᏗᏓᏅᏫᏍᎩ). Материалы были написаны в 1820-х годах - после создания Секвойей слоговой азбуки для языка. Первоначально, только didanvwisgi использовали эти материалы, потому что они (материалы), как считалось, обладали необычайной силой . Позже записи были широко использованы другими представителями племени чероки.

Первыми европейцами, которых увидели чероки, были испанцы . Это произошло в 1540 году, в составе испанской экспедиции участвовал знаменитый конкистадор Эрнандо де Сото . В 1566 году испанцы вновь посетили земли чероки. Они содержали небольшие копи и плавильни в этом районе до 1690 года. Убедившись в отсутствии драгоценных металлов в землях чероки, испанцы потеряли к ним интерес. В 1629 году произошла первая встреча между представителями чероки и английскими торговцами, которые стали продвигаться на запад в Аппалачи . После образования британских поселений контакты стали постоянными.

XVIII век

На протяжении всего XVIII века чероки вели интенсивные войны с соседними индейскими племенами и белыми колонизаторами. Сначала в союзе с британцами против французов, потом против самих британцев и в конце века в союзе с британскими лоялистами против американских колонистов . В войнах с белыми чероки понесли значительные потери, но к началу XIX века им удалось отстоять и закрепить за собой обширные плодородные земли на юго-востоке США.

XIX век

К началу XIX века главенствующей религией чероки стало христианство . В конце XVIII - начале XIX века чероки сделали значительные культурные успехи, переменили кочевой образ жизни на оседлый, стали жить в современных по своему времени домах, заниматься фермерским земледелием, скотоводством и ремёслами. Они вошли в состав пяти цивилизованных племён . В 1825-1826 годах вождь племени чероки Секвойя утвердил на совете племени слоговую азбуку чероки из 85 знаков, созданную им в 1821 году, которая используется для записи языка чероки до сих пор. В 1828 году он начал издавать газету «Чероки Феникс » на языке чероки. Богатые индейцы владели плантациями и сотнями чернокожих рабов; вели аристократический образ жизни.

В начале 30-х годов XIX века под давлением властей юго-восточных штатов федеральное правительство США решило уничтожить индейские анклавы, а самих индейцев выселить на пустующие земли к западу от реки Миссисипи . Во время принудительной депортации в 1838-1839 годах, получившей название «Дорога слёз », погибло около 4 тысяч индейцев.

После депортации чероки и другие цивилизованные племена создали первую в США сеть бесплатных школ. На территории чероки к середине XIX века действовало около 30 бесплатных школ, и почти все учителя были чероки. В целом, «Территория чероки» характеризовалась одним из самых высоких уровней образования среди территорий Северной Америки.

Ещё до депортации по примеру США чероки создали собственную конституцию, свод законов, выборное правительство и президента, называемого по традиции «верховным вождём». К 1850 году на «Территории чероки» проживало около 22 тыс. человек, из которых правом голоса обладало 4 тыс. граждан (мужчин-чероки). Женщины и дети, белые (около 1 тыс. человек) и чернокожие рабы (около 4 тыс. человек) права голоса не имели.

В 1889 году разрешена иммиграция в одной части их области (территория Оклахома); в 1891 году открыта для иммиграции ещё другая часть.

Происхождение

В 1880-х годах Гораций Гэль высказал предположение, что чероки родственного происхождения с ирокезами . Впоследствии эта гипотеза полностью подтвердилась; по общепринятой в настоящее время классификации, язык чероки входит в семью ирокезских языков в качестве представителя отдельной южной ветви.

Чероки называют самих себя тсалаги (ᏣᎳᎩ, «настоящие люди»), хотя слово и не этимологизируется на основе их языка. Самоназвание созвучно экзониму Cha’la’kee («живущие в горах»), который использовали в отношении чероки соседствующие с ними до прихода европейцев чокто - народ, говорящий на языке маскогской языковой семьи .

Возможно, что чероки действительно являются потомками неких аллигеви или таллигува, о которых сохранились сведения в легендах ирокезов и алгонкинов , как о народе, ушедшем в древние времена на юг. Однако в колониальную эпоху ирокезы называли чероки Oyata’ge’ronon («живущие в стране пещер»).

Вероятно, экзоним чалаки постепенно прижился в языке чероки и приобрёл статус самоназвания, а ирокезы, помня на протяжении какого-то периода о давнем родстве с ушедшими, упоминали их в легендах уже под новым именем, ставшим со временем известным через культурные контакты между различными племенами.

Численность

Численность чероки в 1674 году составляла примерно 50 тыс. человек. Эпидемии оспы сократили чероки наполовину, и в начале XIX века численность чероки, согласно переписи, не превышала 16 тыс. человек. Последующая насильственная депортация племени на индейские территории в Оклахоме уменьшила численность народа почти на четверть. Гражданская война в США , в которой племя чероки раскололось на противоборствующие фракции, вновь уменьшила численность народа.

Перепись 1990 года выявила 308 132 чероки, из них чистокровных - 15 тыс. человек. 95 435 из них проживали в восточной Оклахоме, 10 114 восточных чероки жили в Северной Каролине . По данным переписи 2000 года, численность чероки составляла 281 069, ещё 18 793 указали принадлежность к племени чероки наряду с принадлежностью к другому индейскому племени. Численность потомков чероки, включая метисов и самбо , составляла 729 533 человек .

Зарегистрированные члены племени чероки составляют около 250 000 человек, и это одна из крупнейших индейских групп в США.

Язык

Известные представители

См. также

Примечания

  • Irwin, L, «Cherokee Healing: Myth, Dreams, and Medicine.» American Indian Quarterly . Vol. 16, 2, 1992, p. 237.
  • Perdue, Theda. «Clan and Court: Another Look at the Early Cherokee Republic.» American Indian Quarterly . Vol. 24, 4, 2000, p. 562.
  • Perdue, Theda. Cherokee women: gender and culture change, 1700-1835. Lincoln: University of Nebraska Press, 1999. ISBN 978-0-8032-8760-0 .
  • Pierpoint, Mary. «Unrecognized Cherokee claims cause problems for nation.» Indian Country Today . August 16, 2000 (Accessed May 16, 2007).
  • Sturtevant, William C., general editor and Raymond D. Fogelson, volume editor. Handbook of North American Indians: Southeast. Volume 14. Washington DC: Smithsonian Institution, 2004. ISBN 0-16-072300-0 .
  • Wishart, David M. «Evidence of Surplus Production in the Cherokee Nation Prior to Removal.» Journal of Economic History . Vol. 55, 1, 1995, p. 120.
  • Youngblood, Wayne L. Cherokee: People of the Written Word. Edison, NJ: Chartwell Books, 2008. ISBN 978-0-7858-2398-8 .
  • Doublass, Robert Sydney. «History of Southeast Missouri», 1992, pp. 32–45
  • Rollings, Willard H. «The Osage: An Ethnohistorical Study of Hegemony on the Prairie-Plains.» (University of Missouri Press, 1992)
  • Чероки – индейская народность, исторически обитавшая на юго-востоке Соединенных Штатов (в основном в Джорджии, Каролинах и Восточном Теннеси). Лингвистически они являются частью ирокезской языковой семьи. В XIX веке историки и этнографы записали их устные предания, повествующие о том, как в древние времена племя мигрировало на юг от Великих Озер, где жили другие ирокезские народности.

    В XIX веке европейские поселенцы в Соединенных Штатах называли чероки одним из Пяти Цивилизованных Племен, поскольку они охотно перенимали культурные и технологические особенности европейцев. Согласно переписи 2000 года нация чероки состоит из более 300 000 членов, являясь самым большим по численности федерально признанным племенем из 563.

    Чероки называют себя «тсалаги», что значит «главные люди». Ирокезы называли ихOyata’ ge’ ronoñ (жители пещерной страны). Касательно происхождения слова «чероки» существует множество теорий, ни одна из которых, тем не менее, не считается подтвержденной. Оно может происходить от слова Cha- la- kee из языка чокто, что значит «те, кто живет в горах», или Chi- luk- ik- bi из того же языка («те, кто живет в пещерной стране»). В самом раннем упоминании о чероки в испанских источниках (1755) они называются Tchalaquei . Согласно другой теории, слово «чероки» происходит от мускогского Ciló- kki , что означает «тот, кто говорит на другом языке». Самым вероятным, однако, является мнение, что это англизированный вариант их самоназвания, «тсалаги».

    Касательно происхождения чероки имеется два основных мнения. По одному чероки – народ, относящийся к ирокезской языковой семье, относительно недавно появились в Аппалачском регионе, придя в доисторические времена из северных районов, традиционно принадлежавших ирокезским народам. Исследователи XIX века записывали разговоры со старейшинами, которые пересказывали устные предания о том, как народ чероки в древние времена пришел из региона Великих Озер. Согласно другой теории, опровергаемой многими академическими авторитетами, чероки жили в южной Аппалачии на протяжении тысячелетий.

    Некоторые собиратели фольклора, историки и археологи считают, что чероки пришли в Аппалачский регион не ранее XIII века. Они могли мигрировать с севера, поселиться на территории мускогов и поселиться возле курганов, воздвигнутых предками мускогов. В ранний период исследований археологи ошибочно приписали чероки некоторые поселения Миссисипской культуры, включая Маундвилль и Этова-Маундз. Исследования, проведенные во второй половине XX века, тем не менее, твердо показали, что их следует относить к мускогам, а не к чероки.

    Во времена Миссисипской культуры (800-1500 н.э.) местные женщины вывели новую разновидность кукурузы, называемой сейчас кукуруза обыкновенная или маис. Она сильно напоминает современную кукурузу и обеспечивал большие урожаи, чем прежде. Успешное культивирование кукурузы позволило образоваться нескольким крупным племенам с более сложной культурой, включавшим в себе по несколько деревень и довольно многочисленное для того периода население. Кукурузы стала важным символом в религиозных церемониях многих народов (например, в Пляске Зеленой Кукурузы).

    Чероки до контакта с европейцами, как правило, относят к фазе Писгах Южной Аппалачии, длившейся примерно с 1000 по 1500 год. Несмотря на то, что большинство специалистов по археологии и антропологии Юго-Запада с этим согласны, кое-какие ученые считают, что предки народа чероки жили в западной части Северной Каролины и восточной части Теннеси гораздо дольше. Во время позднего Архаического и Вудлендского периода индейцы этого региона начали культивировать некоторые специфические для данного региона растения. Люди создавали новые формы искусства, вроде резьбы по раковинам, применяли новые технологии и следовали сложному циклу религиозных церемоний.

    Большая часть того, что сейчас известно об индейских культурах до XVIII века, включая и чероки, происходит из записей испанских экспедиций. Многие из этих материалов не переводились на английский вплоть до XX века и долгое время оставались мало кому известными. Кроме того, доминирование английских колонистов на Юго-востоке примело к тому, что к испанским источникам никто и не относился с особым вниманием.

    О культуре и общественном устройстве чероки до XIX века писал американский писатели Джон Говард Пейн. Его записи, сделанные со слов старейшин чероки, описывают традиционное двухслойное общество. «Белая» организация старейшин, или «ани-кутани» представляла семь кланов. По словам Пейна, эта группа, бывшая наследственной и жреческой по своей сути, отвечала за религиозные действа вроде лечения, очищения и молитвы. Во вторую группу, «красную» организацию, входили более молодые мужчины, отвечавшие за военные действия. Чероки воспринимали войну как загрязняющую деятельность, так что воинам необходимо было проходить процесс очищения под руководством жрецов, прежде чем они могли вернуться к нормальной жизни в племени. Эта иерархия к XVIII веку уже давно исчезла.

    Исследовали не приходят к определенному выводу на счет, почему это произошло. Некоторые историки считают, что закат власти ани-кутани произошел в связи с массовым восстанием чероки против их деспотии примерно за 300 лет до прихода европейцев. Первым, кто проследил закат традиционной иерархии к этому событию. Ко временам Муни структура религиозных практик чероки стала менее формальной и более завязанной на личных знаниях и умениях, нежели на наследственности.

    Другим важным источником информации являются материалы, записанные в XIX векеdidanvwisgi , шаманами чероки, после того, как Секвойя в 1820-х создал алфавит чероки. Изначально эти материалы изучались и использовались только самими didanvwisgi и считались крайне могущественными в духовном плане. С течением времени, однако, и алфавит, и эти записи были приняты и изучены большинством народа чероки.

    В отличие от большинства индейцев американского Юго-Запада, чероки говорили на языке ирокезской семьи. Поскольку регион Великих Озер является основным местом расселения тех, кто использовал эти языки, ученые считают, что чероки могли происходить именно оттуда, что подтверждается и их преданиями. Ведет это и к обратному предположению – что ирокезы пришли к Великим Озерам с юго-востока. Согласно этой теории тускарора, другое племя, говорящее на языке ирокезской семьи, и чероки откололись от основного потока во время миграции на северо-запад.

    Другие историки держаться того мнения, что, судя по лингвистическим и культурным данным, тускарора мигрировали на юг от других родственных народов в древние времена. Большинство из них вернулось обратно в 1722 из-за шедших в южном регионе войн. После этого тускарора были приняты ирокезами на правах Шестой Нации их конфедерации. Исследования в области глоттохронологии указывают на то, что раздел произошел между 1500 и 1800 годами д.н.э.

    Лингвистический анализ показывает довольно большие различия между языком чероки и северными ирокезскими языками. Ученые предполагают, что разделение между ними произошло примерно 3500-3800 лет назад. Сами чероки считают, что их прародиной является древнее поселение Китува.

    Проблемы с индейцами, имевшие место во время первого президентского срока Хьюстона оказались подчеркнуты восстанием Кордовы. Существовали поступившие из нескольких источников сведения о том, мексиканское правительство пыталось договориться с чероки об их присоединении к войне с Техасом на уничтожение в обмен на гарантии того, что их земли останутся нетронуты поселенцами. Широко протянувшийся заговор с участием индейцев чероки и испаноязычных белых, по идее, готовил восстание против новообразованной республики Техас с тем, чтобы свергнуть правительство и вновь присоединиться к Мексике.

    Жители города Накогдочес, разыскивавшие потерянную лошадь, случайно обнаружили лагерь отряда из примерно сотни вооруженных теханос (так назывались техасцы мексиканского происхождения). Президент Сэм Хьюстон (случайно оказавшийся на тот момент в городе), однако, вместо того, чтобы позволить вступить в дело местному ополчению, просто запретил обеим сторонам носить оружие. Местный алькальд (глава администрации) Висенте Кордова и восемнадцать прочих лидеров восстания выпустили прокламацию со списком требований, которые должны были быть выполнены, чтобы они сдались. Однако, после того как к ним присоединились около трех сотен индейских воинов, они двинулись в сторону поселений чероки. Вопреки запрету Хьюстона на пересечение реки Ангелина, генерал Томас Рас отправил отряд из 150 человек, который разбил мятежников.

    Восстание Кордовы показало способность Хьюстона подавить беспорядки без особого кровопролития и массовых беспорядков, так что к моменту, когда Хьюстон оставил свой пост, Техас поддерживал с индейцами мир.

    Тем не менее, несмотря на то, что его усилия по поддержанию этого мира были, по большей части, успешными, уже во время его правления Техасский Конгресс подписал законы, согласно которым все индейские земли объявлялись открытыми для заселения, преодолев вето Хьюстона. Фронтир быстро начал сдвигаться к северу вдоль рек Бразо, Колорадо и Гуадалупе, вглубь охотничьих угодий команчей и границ Команчерии. Вскоре отношения между Техасом и команчами сдвинулись в сторону открытых проявлений агрессии. Хьюстон предпринимал попытки восстановить мир, а команчи, встревоженные энтузиазмом техасских поселенцев, начали рассматривать возможность потребовать установления фиксированной границы, вопреки их традиционным представлениям о таких вещах. Однако Хьюстону было запрещено уступать какие-либо земли, уже занятые гражданами республики. Вопреки всему этому, в 1838 году ему все-таки удалось заключить с команчами мир, непосредственно перед концом своего президентского срока.

    В 1838 году был избран новый президент – Мирабо Бонапарт Ламар, крайне враждебно настроенный по отношению к индейцам. Его кабинет открыто заявлял, что устранит с территории республики «ручных» индейцев Хьюстона.

    В 1839 году Ламар следующим образом сформулировал политику своей администрации: «Белый человек и краснокожий не могут сосуществовать в гармонии. Это противно природе». Его решение индейской проблемы сводилось к следующему: «Вести против них неумолимую борьбу; загонять обратно в их логова без послабления и сострадания до тех самых пор, пока они не поймут, что лучше бежать прочь от наших границ без всякой надежды на возвращение, чем продолжать войну».

    Президент Ламар был первым официальным лицом Техаса, предпринявшим попытку выселения, депортации индейских племен на территории, находящейся вне пределов досягаемости для белых поселенцев. Согласно его проекту, предполагалось, что после завершения этого процесса будет установлена постоянная линия фронтира, т.е., граница, за которой различные выселенные племена смогут продолжать вести свой образ жизни, не опасаясь прихода белых поселенцев.

    Ламар окончательно уверился в том, что чероки нельзя позволить оставаться в Техасе после роли, сыгранной ими в восстании Кордовы. Война с чероки и их последующее выдворение с территории республики началось вскоре после вступления Ламара на пост президента.

    Ламар потребовал, чтобы чероки, которым во время войны за независимости Техаса было обещано право собственности на их землю при условии соблюдения нейтралитета, добровольно оставили свои земли и все свое имущество и переселились на Оклахомские Индейские Территории в Соединенных Штатах. Хьюстон, во время восстания Кордовы обещавший, что их земли останутся за ними, объявил протест, но безрезультатно.

    После того как в мае 1839 у агента мексиканского правительства, Мануэля Флореса, было обнаружено письмо, в котором описывались планы мексиканских властей вербовать индейцев в борьбе против техасских поселенцев, Ламар при поддержке общественного мнения, принял решение об изгнании индейцев с территории восточного Техаса. Когда они отказались повиноваться, он применил силу, чтобы принудить их покинуть эту территорию.

    Ламар потребовал, чтобы чероки, так никогда и не обзаведшиеся легальными правами на владение землей, приняли в уплату за нее и имевшиеся на ней объекты деньги и товары, после чего переселились бы за Ред-Ривер на Индейские Территории Соединенных Штатов. Для того, чтобы обеспечить исполнение процедуры, генерал Келси Дуглас с примерно 500 техасскими солдатами расположился лагерем в шести милях к югу от главного поселения чероки. 12 июля 1839 он отправил к индейцам делегацию, чтобы обсудить их мирное переселение. Изначально чероки согласились на предъявленные им условия, гарантирующие, что они получат выплаты на стоимость их урожая и затраты в связи с переселением, но на два дня затянули обсуждение аункта, согласно которому переселение должно было совершаться под вооруженным надзором техасской армии. На третий день делегаты сообщили, что ждать больше никто не станет, и что техасцы идут к их поселению прямо сейчас, так что всякий, кто хочет завершить дело миром, должен выбросить белый флаг.

    15 июля 1839 техасская армия наступала вдоль Бэтл-Крик, в то время, как капитан Уиллис Ландрум пересек реку Нечес, чтобы отрезать возможные подкрепления и перехватить тех индейцев, что попробуют отступить с поля боя на север. Чероки поджидали их на возвышении и атаковали первыми, впрочем, вскоре они были отброшены и отступили в ущелье неподалеку. Ландруму не удалось заблокировать их, поскольку он оказался обманут своим проводником. Бой периодически возобновлялся в течение всего дня, к концу которого потери техассцев составляли три человека убитыми и пять ранеными против 80 у чероки.

    В течение ночи чероки удалось отступить на несколько миль к северу, после чего их обнаружил разведывательный отряд полковника Джеймса Картера. Чероки снова атаковали, однако, к разведчикам успели присоединиться еще две роты, так что вскоре индейцы снова побежали. На сей раз потери техасцев составили 2 человека убитыми и 27 ранеными (3 смертельно) против около сотни убитых чероки и делаваров.

    В ходе боя были ранены несколько высокопоставленных техасцев: вице-президент Дэвид Барнет, госсекретарь Альберт Сидни Джонсон, генерал Хью Маклеод и майор Дэвид Кауфман. Вождь Боулс, один из предводителей чероки и старый друг бывшего президента Хьюстона, в ходе боя погиб, по-прежнему держа в руках когда-то подаренную ему Хьюстоном саблю. Маклеод впоследствии подарил Хьюстону его шляпу.

    После боя чероки еще раз попытались добраться до Мексики, обойдя техасские поселения с севера, но их все-таки препроводили на Территорию Арканзас в современной Оклахоме.

    This entry was posted on Пятница, Ноябрь 2nd, 2012 at 7:26 пп and is filed under , . You can follow any responses to this entry through the feed. Responses are currently closed, but you can from your own site.

    1. Индейцы племени тараумара считают, что их создал бог из чистой глины, а белых людей создал дьявол из смеси глины с золой, и потому рай для белых - это ад для тараумара.

    2. Валлийский принц Мадог ап Оуайн Гвинед, согласно легендам, в 1170 году плавал в Новый Свет и встречался с индейскими племенами.

    3. Среди предков Джонни Деппа, Квентина Тарантино, Кевина Костнера, Кэмерон Диас, Томми Ли Джонса, Тори Амос и Чака Норриса были индейцы племени чероки.

    4. Пирамиды-святилища Тукуме имеют природное происхождение.

    5. Принцесса Анджелина зарабатывала на жизнь стиркой белья и плетением корзин.

    6. В финале каждого представления драмы «Рабиналь-ачи» индейцы майя убивали одного из актёров на жертвеннике.

    7. Католик Сиэтл в своей знаменитой речи ссылался на авторитет индейских богов.

    8. Жители Таос-Пуэбло до сих пор проживают в многоэтажных глинобитных крепостях, построенных около 1000 лет тому назад.

    9. Ряд действующих решений Верховного суда США предполагают, что правом на землю обладает правительство «открывшей» её страны, а не местное население.

    10. Коренные жители Патагонии в торговле нередко использовали валлийский язык.

    11. Охранники, захороненные вместе с жившим 1800 назад правителем Сипана, подверглись ампутации ног, чтобы не сбежали из могилы.

    12. Индеец, поднявший флаг США на Иводзиме, скончался из-за алкоголизма.

    13 В народе квакиутль член племени, беря в долг у другого индейца, может оставить в залог своё имя. Пока долг не будет возвращён к должнику нельзя обращаться по-имени.

    14. У десантников Армии США существует традиция выкрикивать имя Джеронимо (вождя апачей) в момент прыжка с парашютом.

    15. Немецкий принц Максимилиан и художник Карл Бодмер в 1832-1834 годах совершили путешествие вверх по Миссури и провели лето в племени черноногих.

    16. Исследования Л. Морганом матриархата у ирокезов стали важным звеном при создании марксистской концепции эволюционизма.

    17. Индейцы Чероки так же были рабовладельцами (крупнейшими среди индейцев) и на их территории нередко происходили восстания, крупнейшее из которых произошло в 1842 году.

    18. Индейцы-пауни, служившие скаутами в армии США, часто надевали американские мундиры и шляпы, чтобы спровоцировать нападение на себя враждебных сиу, шайеннов, арапахо или каких-то других индейцев.

    19. Так как те предпочитали избегать сражений со скаутами-пауни, которые были вооружены револьверами и многозарядными ружьями, но не боялись атаковать такое же количество американских кавалеристов.

    20. У команчей существовала традиция, по которой они, после каждого набега, наряжались в трофейную одежду. Нередко ей оказывались женские корсеты, котелки, фраки, цилиндры и т.п., что сильно контрастировало с боевым раскрасом и вооружением воинов команчей.

    21. У некоторых групп «краснокожих» цвет кожи может иметь голубоватый оттенок.

    22. 99% индейцев имеют первую группу крови (80% у индейцев Северной Америки) и положительный резус-фактор.

    23. У некоторых индейских народов (салиши, чинуки, кутанаи на западе и чокто и билокси на востоке) существовала практика - уплощение головы (англ.). Такая же практика существовала в Древнем Египте.

    27.04.2018 : 4601 :

    В индейских легендах есть рассказы про странных луноглазых людей (Moon-Eyed People) с бледной кожей, которые будто бы построили некоторые одни из самых древних сооружений в Америке.

    Легенды о луноглазых людях ходят среди племен чероки , которые являются одними из древнейших индейских обществ. На момент прибытия европейцев в 16 веке, чероки населяли территории штатов Алабама, Джорджия, Кентукки, Северная Каролина, Южная Каролина, Теннесси и Вирджинии на юго-востоке Соединенных Штатов.

    Само происхождение племени чероки всегда было острым вопросом среди ученых. По одной из гипотез язык чероки относится к группе языков ирокезов и чероки прибыли к Южным Аппалачам из северных районов, где обитали другие племена ирокезов. По другой гипотезе чероки жили на своей территории тысячи лет.

    Чероки с самого начала имели особые контакты с белыми переселенцами и они были в числе "пяти цивилизованных племен" вместе с чикасо, чокто, крики и семинолами, которые еще в начале 19 века приняли многие обычаи и достижения белых поселенцев и установили довольно хорошие отношения с соседями.

    Они также рассматривались особо из-за своих загадочных легенд про бледнокожий и луноглазый народ, который будто бы когда-то обитал в Аппалачах и был изгнан чероки со своих земель.

    В 1797 в своей книге американский ботаник, врач и естествоиспытатель Бенджамин Смит Бартон описывал легенды чероки и предполагал, что луноглазые были названы луноглазыми из-за того, что их глаза были плохо приспособлены к дневному свету, зато они хорошо ориентировались в темноте. Кроме того у них были и другие отличия от индейских народов.

    Эти необычные статуи из Аппалачей вероятно изображают луноглазых людей

    Бартон приводит слова некоего полковника Леонарда Марбери, который говорил, что когда чероки прибыли на земли луноглазых, они обнаружили там людей, которые почти не могли видеть в дневное время. Воспользовавшись этим, чероки быстро победили луноглазых и прогнали их прочь.

    Помимо легенд о дневной слепоте луноглазых, рассказывалось про их очень бледную кожу и о том, что они прибыли сюда в древние времена и создали многие сооружения доколумбовой эпохи, от которых сейчас остались лишь руины. После нападения чероки, луноглазые ушли куда-то на запад и пропали.

    Еще одна книга, написанная этнографом Джеймсом Муни в 1902 году, описывает "нечеткие, но стойкие легенды и традиции" о таинственных древних людях, которые предшествовали культуре чероки в Аппалачах.

    Предполагается, что в национальном парке Форт-Маунтин (штат Джорджия) находится то, что когда-то были построено луноглазыми и от чего сейчас осталась лишь кучка камней, растянувшаяся на 270 метров. Но изначально это вероятно была большая каменная стена. Среди камней еще можно разглядеть вырубленные ступени.

    С луноглазыми некоторые исследователи связывают и самый крупный индейский "мегаполис"- Кахокию , называя их ее основателями. Сейчас от Кахокии осталась лишь группа из 109 курганов, расположенная у города Коллинсвилль в штате Иллинойс на берегу Миссисипи.

    Расовый тип

    Черо́ки , или чиро́ки (чероки ᏣᎳᎩ , англ. Cherokee ) - индейский народ в Северной Америке .

    История

    Первыми европейцами, которых увидели чероки, были испанцы . Это произошло в 1540 году, в составе испанской экспедиции участвовал знаменитый конкистадор Эрнандо де Сото . В 1566 году испанцы вновь посетили земли чероки. Они содержали небольшие копи и плавильни в этом районе до 1690 года. Убедившись в отсутствии драгоценных металлов в землях чероки, испанцы потеряли к ним интерес. В 1629 году произошла первая встреча между представителями чероки и английскими торговцами, которые стали продвигаться на запад в Аппалачи. После образования британских поселений контакты стали постоянными.

    XVIII век

    На протяжении всего XVIII века чероки вели интенсивные войны с соседними индейскими племенами и белыми колонизаторами. Сначала в союзе с британцами против французов, потом против самих британцев и в конце века в союзе с британскими лоялистами против американских колонистов . В войнах с белыми чероки понесли значительные потери, но к началу XIX века им удалось отстоять и закрепить за собой обширные плодородные земли на юго-востоке США.

    XIX век

    К началу XIX века главенствующей религией чероки стало христианство . В конце XVIII, начале XIX века чероки сделали значительные культурные успехи, переменили кочевой образ жизни на оседлый, стали жить в современных по своему времени домах, заниматься фермерским земледелием, скотоводством и ремеслами. Они вошли в состав пяти цивилизованных племён . В -1826 годах вождь племени чероки Секвойя утвердил на совете племени слоговую азбуку чероки , созданную им в 1821 году , а в начал издавать газету «Чероки Феникс » на языке чероки . Богатые индейцы владели плантациями, вели аристократический образ жизни, владели сотнями чернокожих рабов.

    Возможно, что чероки действительно являются потомками неких аллигеви или таллигува , о которых сохранились сведения в легендах ирокезов и алгонкинов , как о народе, ушедшем в древние времена на юг. Однако в колониальную эпоху ирокезы называли чероки Oyata’ge’ronon (живущие в стране пещер).

    Вероятно, экзоним чалаки постепенно прижился в языке чероки и приобрел статус самоназвания, а ирокезы, помня на протяжении какого-то периода о давнем родстве с ушедшими, упоминали их в легендах уже под новым именем, ставшим со временем известным через культурные контакты между различными племенами.

    Зарегистрированные члены племени чероки составляют около 250 000 человек и это одна из крупнейших индейских групп в США.

    Язык

    Известные представители

    • Секвойя - изобретатель письменности для языка чероки
    • Стенд Уэйти - генерал армии конфедератов
    • Джон Росс - вождь племени в 1828-1860 годах
    • Уэс Стьюди - актер
    • Майкл Уэйн Эта - американский рэпер
    • Предками Барака Обамы по линии воспитавшей его белой бабушки были ассимилированные чероки их африканские рабы
    • Предками Элвиса Пресли
    • Предками Квентина Тарантино по линии матери были индейцы племени чероки
    • Дед Джонни Деппа был чистокровным индейцем племени чероки
    • Предки актера Бёрта Рэйнолдса индейцы племени чероки
    • Предки актера Арми Хаммера индейцы племени чероки
    • Предки актера Вэла Килмера индейцы племени чероки
    • Мать актера и мастера боевых искусств Чака Норриса происходит из племени чероки
    • Предки музыканта Джими Хендрикса индейцы племени чероки. Его бабушка Нора Роуз Хендрикс (в девичестве Мур) - по линии отца внучка чистокровной чероки и ирландца, бабушка по линии матери Клэрис Джетер (в девичестве Лоусон) - наполовину чероки.

    См. также

    Напишите отзыв о статье "Чероки"

    Примечания

    Литература

    • Evans, E. Raymond. «Notable Persons in Cherokee History: Dragging Canoe». Journal of Cherokee Studies, Vol. 2, No. 2 , pp. 176–189. (Cherokee: Museum of the Cherokee Indian, 1977).
    • Finger, John R. Cherokee Americans: The Eastern Band of Cherokees in the 20th Century . Knoxville: University of Tennessee Press, 1991. ISBN 0-8032-6879-3 .
    • Glenn, Eddie. Tahlequah Daily Press . January 6, 2006 (Accessed May 24, 2007)
    • Halliburton, R., jr.: Red over Black - Black Slavery among the Cherokee Indians , Greenwood Press, Westport, Connecticut 1977 ISBN 0-8371-9034-7
    • Irwin, L, «Cherokee Healing: Myth, Dreams, and Medicine.» American Indian Quarterly . Vol. 16, 2, 1992, p. 237.
    • Perdue, Theda. «Clan and Court: Another Look at the Early Cherokee Republic.» American Indian Quarterly . Vol. 24, 4, 2000, p. 562.
    • Perdue, Theda. Cherokee women: gender and culture change, 1700-1835. Lincoln: University of Nebraska Press, 1999. ISBN 978-0-8032-8760-0 .
    • Pierpoint, Mary. Indian Country Today . August 16, 2000 (Accessed May 16, 2007).
    • Sturtevant, William C., general editor and Raymond D. Fogelson, volume editor. Handbook of North American Indians: Southeast. Volume 14. Washington DC: Smithsonian Institution, 2004. ISBN 0-16-072300-0 .
    • Wishart, David M. «Evidence of Surplus Production in the Cherokee Nation Prior to Removal.» Journal of Economic History . Vol. 55, 1, 1995, p. 120.
    • Youngblood, Wayne L. Cherokee: People of the Written Word. Edison, NJ: Chartwell Books, 2008. ISBN 978-0-7858-2398-8 .
    • Doublass, Robert Sydney. «History of Southeast Missouri», 1992, pp. 32–45
    • Rollings, Willard H. «The Osage: An Ethnohistorical Study of Hegemony on the Prairie-Plains.» (University of Missouri Press, 1992)

    Ссылки

    • , official site
    • , official site
    • , official site
    • , Cherokee, NC
    • , Park Hill, OK
    • , Oklahoma Historical Society Encyclopedia of Oklahoma History and Culture
    • in FamilySearch Research Wiki for genealogists

    Отрывок, характеризующий Чероки

    – Приказания?.. – задумчиво сказал Денисов. – Да ты можешь ли остаться до завтрашнего дня?
    – Ах, пожалуйста… Можно мне при вас остаться? – вскрикнул Петя.
    – Да как тебе именно велено от генег"ала – сейчас вег"нуться? – спросил Денисов. Петя покраснел.
    – Да он ничего не велел. Я думаю, можно? – сказал он вопросительно.
    – Ну, ладно, – сказал Денисов. И, обратившись к своим подчиненным, он сделал распоряжения о том, чтоб партия шла к назначенному у караулки в лесу месту отдыха и чтобы офицер на киргизской лошади (офицер этот исполнял должность адъютанта) ехал отыскивать Долохова, узнать, где он и придет ли он вечером. Сам же Денисов с эсаулом и Петей намеревался подъехать к опушке леса, выходившей к Шамшеву, с тем, чтобы взглянуть на то место расположения французов, на которое должно было быть направлено завтрашнее нападение.
    – Ну, бог"ода, – обратился он к мужику проводнику, – веди к Шамшеву.
    Денисов, Петя и эсаул, сопутствуемые несколькими казаками и гусаром, который вез пленного, поехали влево через овраг, к опушке леса.

    Дождик прошел, только падал туман и капли воды с веток деревьев. Денисов, эсаул и Петя молча ехали за мужиком в колпаке, который, легко и беззвучно ступая своими вывернутыми в лаптях ногами по кореньям и мокрым листьям, вел их к опушке леса.
    Выйдя на изволок, мужик приостановился, огляделся и направился к редевшей стене деревьев. У большого дуба, еще не скинувшего листа, он остановился и таинственно поманил к себе рукою.
    Денисов и Петя подъехали к нему. С того места, на котором остановился мужик, были видны французы. Сейчас за лесом шло вниз полубугром яровое поле. Вправо, через крутой овраг, виднелась небольшая деревушка и барский домик с разваленными крышами. В этой деревушке и в барском доме, и по всему бугру, в саду, у колодцев и пруда, и по всей дороге в гору от моста к деревне, не более как в двухстах саженях расстояния, виднелись в колеблющемся тумане толпы народа. Слышны были явственно их нерусские крики на выдиравшихся в гору лошадей в повозках и призывы друг другу.
    – Пленного дайте сюда, – негромко сказал Денисоп, не спуская глаз с французов.
    Казак слез с лошади, снял мальчика и вместе с ним подошел к Денисову. Денисов, указывая на французов, спрашивал, какие и какие это были войска. Мальчик, засунув свои озябшие руки в карманы и подняв брови, испуганно смотрел на Денисова и, несмотря на видимое желание сказать все, что он знал, путался в своих ответах и только подтверждал то, что спрашивал Денисов. Денисов, нахмурившись, отвернулся от него и обратился к эсаулу, сообщая ему свои соображения.
    Петя, быстрыми движениями поворачивая голову, оглядывался то на барабанщика, то на Денисова, то на эсаула, то на французов в деревне и на дороге, стараясь не пропустить чего нибудь важного.
    – Пг"идет, не пг"идет Долохов, надо бг"ать!.. А? – сказал Денисов, весело блеснув глазами.
    – Место удобное, – сказал эсаул.
    – Пехоту низом пошлем – болотами, – продолжал Денисов, – они подлезут к саду; вы заедете с казаками оттуда, – Денисов указал на лес за деревней, – а я отсюда, с своими гусаг"ами. И по выстг"елу…
    – Лощиной нельзя будет – трясина, – сказал эсаул. – Коней увязишь, надо объезжать полевее…
    В то время как они вполголоса говорили таким образом, внизу, в лощине от пруда, щелкнул один выстрел, забелелся дымок, другой и послышался дружный, как будто веселый крик сотен голосов французов, бывших на полугоре. В первую минуту и Денисов и эсаул подались назад. Они были так близко, что им показалось, что они были причиной этих выстрелов и криков. Но выстрелы и крики не относились к ним. Низом, по болотам, бежал человек в чем то красном. Очевидно, по нем стреляли и на него кричали французы.
    – Ведь это Тихон наш, – сказал эсаул.
    – Он! он и есть!
    – Эка шельма, – сказал Денисов.
    – Уйдет! – щуря глаза, сказал эсаул.
    Человек, которого они называли Тихоном, подбежав к речке, бултыхнулся в нее так, что брызги полетели, и, скрывшись на мгновенье, весь черный от воды, выбрался на четвереньках и побежал дальше. Французы, бежавшие за ним, остановились.
    – Ну ловок, – сказал эсаул.
    – Экая бестия! – с тем же выражением досады проговорил Денисов. – И что он делал до сих пор?
    – Это кто? – спросил Петя.
    – Это наш пластун. Я его посылал языка взять.
    – Ах, да, – сказал Петя с первого слова Денисова, кивая головой, как будто он все понял, хотя он решительно не понял ни одного слова.
    Тихон Щербатый был один из самых нужных людей в партии. Он был мужик из Покровского под Гжатью. Когда, при начале своих действий, Денисов пришел в Покровское и, как всегда, призвав старосту, спросил о том, что им известно про французов, староста отвечал, как отвечали и все старосты, как бы защищаясь, что они ничего знать не знают, ведать не ведают. Но когда Денисов объяснил им, что его цель бить французов, и когда он спросил, не забредали ли к ним французы, то староста сказал, что мародеры бывали точно, но что у них в деревне только один Тишка Щербатый занимался этими делами. Денисов велел позвать к себе Тихона и, похвалив его за его деятельность, сказал при старосте несколько слов о той верности царю и отечеству и ненависти к французам, которую должны блюсти сыны отечества.
    – Мы французам худого не делаем, – сказал Тихон, видимо оробев при этих словах Денисова. – Мы только так, значит, по охоте баловались с ребятами. Миродеров точно десятка два побили, а то мы худого не делали… – На другой день, когда Денисов, совершенно забыв про этого мужика, вышел из Покровского, ему доложили, что Тихон пристал к партии и просился, чтобы его при ней оставили. Денисов велел оставить его.
    Тихон, сначала исправлявший черную работу раскладки костров, доставления воды, обдирания лошадей и т. п., скоро оказал большую охоту и способность к партизанской войне. Он по ночам уходил на добычу и всякий раз приносил с собой платье и оружие французское, а когда ему приказывали, то приводил и пленных. Денисов отставил Тихона от работ, стал брать его с собою в разъезды и зачислил в казаки.
    Тихон не любил ездить верхом и всегда ходил пешком, никогда не отставая от кавалерии. Оружие его составляли мушкетон, который он носил больше для смеха, пика и топор, которым он владел, как волк владеет зубами, одинаково легко выбирая ими блох из шерсти и перекусывая толстые кости. Тихон одинаково верно, со всего размаха, раскалывал топором бревна и, взяв топор за обух, выстрагивал им тонкие колышки и вырезывал ложки. В партии Денисова Тихон занимал свое особенное, исключительное место. Когда надо было сделать что нибудь особенно трудное и гадкое – выворотить плечом в грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, – все указывали, посмеиваясь, на Тихона.
    – Что ему, черту, делается, меренина здоровенный, – говорили про него.
    Один раз француз, которого брал Тихон, выстрелил в него из пистолета и попал ему в мякоть спины. Рана эта, от которой Тихон лечился только водкой, внутренне и наружно, была предметом самых веселых шуток во всем отряде и шуток, которым охотно поддавался Тихон.
    – Что, брат, не будешь? Али скрючило? – смеялись ему казаки, и Тихон, нарочно скорчившись и делая рожи, притворяясь, что он сердится, самыми смешными ругательствами бранил французов. Случай этот имел на Тихона только то влияние, что после своей раны он редко приводил пленных.
    Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии. Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов; и вследствие этого он был шут всех казаков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину. Теперь Тихон был послан Денисовым, в ночь еще, в Шамшево для того, чтобы взять языка. Но, или потому, что он не удовлетворился одним французом, или потому, что он проспал ночь, он днем залез в кусты, в самую середину французов и, как видел с горы Денисов, был открыт ими.

    Поговорив еще несколько времени с эсаулом о завтрашнем нападении, которое теперь, глядя на близость французов, Денисов, казалось, окончательно решил, он повернул лошадь и поехал назад.
    – Ну, бг"ат, тепег"ь поедем обсушимся, – сказал он Пете.
    Подъезжая к лесной караулке, Денисов остановился, вглядываясь в лес. По лесу, между деревьев, большими легкими шагами шел на длинных ногах, с длинными мотающимися руками, человек в куртке, лаптях и казанской шляпе, с ружьем через плечо и топором за поясом. Увидав Денисова, человек этот поспешно швырнул что то в куст и, сняв с отвисшими полями мокрую шляпу, подошел к начальнику. Это был Тихон. Изрытое оспой и морщинами лицо его с маленькими узкими глазами сияло самодовольным весельем. Он, высоко подняв голову и как будто удерживаясь от смеха, уставился на Денисова.
    – Ну где пг"опадал? – сказал Денисов.
    – Где пропадал? За французами ходил, – смело и поспешно отвечал Тихон хриплым, но певучим басом.
    – Зачем же ты днем полез? Скотина! Ну что ж, не взял?..
    – Взять то взял, – сказал Тихон.
    – Где ж он?
    – Да я его взял сперва наперво на зорьке еще, – продолжал Тихон, переставляя пошире плоские, вывернутые в лаптях ноги, – да и свел в лес. Вижу, не ладен. Думаю, дай схожу, другого поаккуратнее какого возьму.
    – Ишь, шельма, так и есть, – сказал Денисов эсаулу. – Зачем же ты этого не пг"ивел?
    – Да что ж его водить то, – сердито и поспешно перебил Тихон, – не гожающий. Разве я не знаю, каких вам надо?
    – Эка бестия!.. Ну?..
    – Пошел за другим, – продолжал Тихон, – подполоз я таким манером в лес, да и лег. – Тихон неожиданно и гибко лег на брюхо, представляя в лицах, как он это сделал. – Один и навернись, – продолжал он. – Я его таким манером и сграбь. – Тихон быстро, легко вскочил. – Пойдем, говорю, к полковнику. Как загалдит. А их тут четверо. Бросились на меня с шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами, – вскрикнул Тихон, размахнув руками и грозно хмурясь, выставляя грудь.
    – То то мы с горы видели, как ты стречка задавал через лужи то, – сказал эсаул, суживая свои блестящие глаза.