«Колумбайн»: Трагедия, ставшая символом стрельбы в школе. Подростки-террористы: самые шокирующие массовые убийства в школах Американские школьники расстреляли школу

В современной истории США массовое убийство в школе «Колумбайн» занимает особенное место. Бойня, устроенная двумя подростками, потрясла всю страну. Это событие привело к общественному спору вокруг жестоких видеоигр и разрешения на покупку огнестрельного оружия.

Школа «Колумбайн» в штате Колорадо ничем не отличалась от тысяч таких же образовательных учреждений по всей стране. Здесь в последнем классе учились друзья Эрик и Дилан. Они отличались тяжелым характером и странными привычками. За несколько лет до того как произошло массовое убийство в школе «Колумбайн» школьники оказались в полиции из-за хулиганства и кражи компьютера.

Молодые люди конфликтовали со своими сверстниками. Эрик Харрис ходил на приемы к психиатру из-за того, что у него была обнаружена депрессия. Он принимал медикаменты, которые могли оказать негативное влияние на его поведение. Друзья вели блог в Интернете, куда выкладывали любительские видео, связанные с производством взрывчатки и оружия.

Был разработан четкий план действий

20 апреля 1999 года Эрик и Дилан планировали взрыв в собственной школе. Для этого они на протяжении нескольких месяцев тайком занимались производством различных бомб. По их плану, они должны были заложить взрывчатку в кафетерии школы и отправиться на улицу. После того как сработает детонатор, стрелки должны были открыть огонь по выбежавшим в панике ученикам и персоналу. Всего друзья собирались убить до пяти сотен человек.

Если бомбы были произведены Эриком и Диланом кустарным способом, то чтобы получить оружие, им пришлось пойти на хитрость. Ни один из стрелков еще не достиг совершеннолетия, поэтому они попросили купить стволы знакомую, которая для этого поехала в Денвер. Девушка не подозревала о планах Харисса и Клиболда.

Начало страшного дня 20 апреля 1999 года

20 апреля 1999 года друзья приехали к своей школе. Они отправились в кафетерий, где незаметно установили бомбы с детонаторами, после чего спешно отправились на улицу. Однако в назначенное время взрыва так и не произошло. Сначала Харрис и Клиболд решили подождать еще несколько минут для перестраховки. Однако, когда и после этого ничего не случилось, они перешли к плану «Б».

Он заключался в том, что стрелки взяли из своей машины оружие и отправились в классы устраивать бойню. Так началось массовое убийство в школе «Колумбайн». Когда Харрис взял с собой спортивную сумку, его встретил школьный товарищ, который спросил того, почему он пропустил занятия. Вместо внятного ответа Эрик сказал знакомому: «Ты мне нравишься. Уходи. Отправляйся домой». Уже через минуту этот парень услышал первые выстрелы.

Первые жертвы стрелка

Первыми жертвами стрелков стала пара, которая сидела на лужайке перед школой. Девушка от пулевых ранений погибла сразу, а ее друг в дальнейшем стал инвалидом. После этого стрелки открыли беспорядочный огонь по ребятам, которые находились в поле зрения. Так были тяжело ранены трое приятелей, которые решили, что старшеклассники просто их разыгрывают.

В дальнейшем массовое убийство в школе «Колумбайн» перенеслось внутрь нее. Стрелки зашли в здание с запасного входа. Оказавшись в западном крыле, они стали расстреливать тех, кто был в коридоре. Следующими целями стали ученики, сидевшие в кабинетах неподалеку. Одна из учительниц отправилась в библиотеку, откуда взывала службу 911. Скоро о случившемся узнали в полиции. К школе отправился наряд.

Когда полицейские оказались на месте, Клиболд и Харисс уже были внутри здания. Офицерам удалось заметить стрелков через окно, после чего завязалась перестрелка. Однако ни один человек не пострадал и не получил ранения.

Трагедия разыгралась в библиотеке

В это время друзья направлялись в библиотеку. Здесь они убили больше всего людей. Их жертвами стали 10 учеников. Все они спрятались под столами, когда Дилан Клиболд и его товарищ вошли в помещение. Однако это не спасло их. Здесь стрельба в школе США «Колумбайн» велась на поражение. Убийцы подходили к своим жертвам вплотную и хладнокровно расстреливали их. Подростки издевались над раненными и онемевшими от ужаса сверстниками, задавая им каверзные вопросы о желании умереть и вере в Бога. Стрелки явно наслаждались происходящим. По воспоминания выживших очевидцев, Клиболд и Харрис постоянно смеялись и перешучивались друг с другом.

Кроме того, товарищи взяли с собой углекислые бомбы, которые они решили использовать прямо в библиотеке. Одна из них была брошена под стол, где прятался ученик школы. По некоторым жертвам было сделано по дюжине выстрелов. Когда через двадцать минут друзья вышли из библиотеки, в школе было убито уже 12 человек. Еще один преподаватель истекал кровью и умер через некоторое время. Таким образом, Клиболд и Харрис лишили жизни 13 человек. Список погибших появился в средствах массовой информации уже через несколько часов после трагедии.

Приятели перебираются в столовую

Стрелки спустились в столовую, где по-прежнему хранились несработавшие бомбы. Очевидцы вспоминали, что еще в библиотеке один из друзей сказал, что все равно они взорвут школу. По всей видимости, они отправились в столовую чтобы, наконец, привести в действие хранившуюся там взрывчатку. В помещении работали камеры видеонаблюдения, которые зафиксировали ребят в последние минуты их жизни. Товарищи ломали голову над тем, как взорвать бомбы. С собой у них был коктейль Молотова, который был произведен в гараже во время подготовки к атаке на школу.

Харрис бросил бутылку в место, где хранились бомбы. Друзья спешно покинули помещение, ожидая взрыва. Он произошел, но его мощность была совсем не такой смертоносной, как надеялись школьники. Камера наблюдения записала момент, когда в столовой начался пожар, возникший после вспышки огненного шара от бомбы.

Убийцы наложили на себя руки

Тем временем на улице была организована эвакуация учеников, которые были ранены еще до того, как стрелки оказались в здании. Полиция разрабатывала план действий. На место событий прибыл спецназ. Ситуация углублялась тем, что никто не знал точное число нападавших на школу. Первоначально в полиции считали, что имеют дело с организованной террористической атакой, в которой приняла участие дюжина человек.

Когда друзья покинули кафетерий, они снова направились на верхний этаж. Оттуда началась последняя перестрелка с полицейскими, находившимися на улице. Друзья вели огонь, пока у ни почти не осталось патронов. Тогда стрельба в школе США «Колумбайн» окончилась, Харисс и Клиболд отправились в соседнюю комнату, где совершили самоубийство.

Штурм школы

После того как шум в школе утих, полиция все-таки решилась на штурм. Туда был отправлен спецназ и саперы. Последние занялись библиотекой, где оставалось несколько несработавших бомб. Их необходимо было обезвредить в первую очередь, так как они мешали эвакуировать раненных и выносить трупы. Вскоре саперам сообщили о том, что взрывчатые вещества также хранятся в машине подростков. От них тоже избавились, и никто больше не пострадал. Оказалось, что стрелки взяли с собой далеко не всю свою амуницию. В машине нашли взрывчатку и патроны.

Однако, когда SWAT оказался в здании, стало ясно, что со стрелками уже покончено. Их тела нашли рядом в загоревшемся помещении на верхнем этаже. По всей видимости, Эрик Харрис оставил коктейль Молотова, который разбился и спровоцировал пожар. Об этом свидетельствовал сигнал дымового датчика, сработавший через минуту после наступления смерти подростков. Самоубийцы произвели выстрелы в рот и висок. Смерть для них наступила мгновенно.

Вместе с именами стрелков список погибших включает в себя 15 человек. В память о жертвах в городе построили мемориальный комплекс. На тот момент, когда стрельба в школе «Колумбайн» только произошла, это был третий по количеству жертв подобный случай в истории США. Речь идет о массовых убийствах в образовательных учреждениях. Однако именно этот случай в штате Колорадо стал всемирно известным.

Причина этого заключалась в работе тогдашних СМИ. Скоро около школы оказались десятки репортеров различных телевизионных каналов и газет. Трагедия вызвала отклик и в международном сообществе. Именно журналисты привлекли внимание каждого американца к случившемуся в обычной провинциальной школе. Общество требовало результатов расследования ответственных органов.

С того апрельского дня во всем мире знали о том, что существует школа «Колумбайн». 1999 год остался в массовом сознании связанным с этой трагедией. Слово «Колумбайн» стало крылатым. К сожалению, подобные случаи со стрельбой в образовательных учреждениях США, в том числе в школах и университетах, продолжают повторяться.

В 2007 году похожая трагедия произошла в Виргинском политехническом институте, когда погибло 33 человека. Еще через несколько лет стрельба раздалась в начальной школе «Сэнди-Хук». В ней погибло 28 человек.

Результаты следствия

Когда полицейским стали известны имена стрелков, в их дома срочно отправились следователи. Они опасались, что будут уничтожены важные улики. Этого не произошло. Расследование продолжалось до января 2000 года, когда общественности были сообщены подробности случившегося. До этого момента в США были популярны различные конспирологические версии случившегося. Например, подростков считали религиозными фанатиками, устроившими массовое убийство в школе «Колумбайн». 1999 год вообще был полон скандалами, связанными с различными тоталитарными сектами.

Возмущения общественности

После того как выяснились подробности жизни двух стрелков из Колорадо, произошло несколько медийных скандалов. Следователи нашли дневники Харриса, где он подробно описывал свои впечатления от компьютерной игры Doom. В этом шутере необходимо стрелять по многочисленным монстрам. Многие американцы обвинили игру в пропаганде насилия. Кроме того, общественность раскритиковала несколько групп, которые слушали подростки. Особенной травле подверглись музыканты Rammstein из Германии. Они были известны своим провокационным антуражем на сцене.

Кроме того, тексты их песен часто затрагивали тему насилия, ненависти и нетерпимости. Члены группы отвергли все обвинения и осудили стрелков. Схожая кампания велась против Мэрилина Мэнсона. Этот американский исполнитель отметился тем, что подготовил специальную публикацию в прессе, в которой рассуждал о причинах трагедии. Кроме того, музыкант написал две песни, посвященные случившемуся в школе «Колумбайн».

Острой стала дискуссия о продаже огнестрельного оружия. После случившейся трагедии несколько штатов ввели законы, запрещающие или ограничивающие такую торговлю. Американское законодательство имеет ряд особенностей. Общие федеральные нормы в таких вопросах не действуют. Каждый субъект государства решает по-своему, разрешать или запрещать продажу оружия. Такие же правила касаются регулирования смертной казни и т. д.

Тогда никто не придал значения тому, что 15-летний школьник из подмосковной Ивантеевки Михаил Пивнев использовал в соцсетях псевдоним Майк Клиболд - имя на американский манер, а фамилия стрелка из школы "Колумбайн". Подросток пришёл в школу № 1 с петардами, пневматическим оружием и тесаком. Он ворвался в кабинет информатики, ударил тесаком по голове учительницу Людмилу Калмыкову. Затем он со словами "Я пришёл сюда, чтобы сдохнуть" и "Я ждал этого три года" несколько раз выстрелил в потолок и в голову лежащей на полу учительнице.

Многие его одноклассники выпрыгнули из окон второго этажа и от падения получили травмы. Учительница выжила, а сам подросток пытался совершить самоубийство, но его задержали. Ранее на своей страничке в социальной сети "ВКонтакте" он упоминал школу "Колумбайн" - и 20 апреля 2017 года даже написал пост о том, что ему жалко, что его там не было.

В Виргинском политехническом колледже также никто не обращал внимания на тихого и скромного студента из Южной Кореи Чо Сын Хи. А между тем этот 23-летний учащийся долго и тщательно вынашивал план нападения и не скрывал своего восхищения стрелками из "Колумбайна".

Реализацию своего дьявольского плана он начал с общежития, где открыл огонь из двух пистолетов. Затем Чо перебежал в учебный корпус, где убил 32 человека и ранил ещё 25. Затем стрелок покончил с собой, записав прощальное видео, в котором упоминал "мучеников Эрика и Дилана".

В этом городе полицейские сработали эффективно. Двое 17-летних подростков были арестованы до того, как напали на школу. У них были изъяты десять винтовок и пистолетов, около 20 "грубо сработанных" взрывных устройств, камуфляжная форма, противогазы, рации и сотни патронов.

Уильям Корнелл и Шон Штурц также приготовили предсмертные записки, в которых писали, что вдохновлены опытом стрелков из "Колумбайна". Суд приговорил Корнелла к 20, а Штурца к 15 годам тюрьмы.

Когда стрелки из "Колумбайна" Эрик Харрис и Дилан Клиболд бродили по школе с оружием, они периодически отлавливали учеников и спрашивали их, верят ли те в Бога. Тем же самым занимался и 16-летний Джеффри Уиз, который открыл стрельбу в своей школе в Ред-Лейк, Миннесота.

Он убил семь и ранил пять человек, а затем, получив ранения от полицейских, покончил с собой. Перед атакой "мальчик-гот" (так его называли одноклассники) застрелил своего деда и его подругу.

Сидар-Парк (США), январь 2004 года

В Техасе два подростка были арестованы за то, что готовились воссоздать бойню в "стиле "Колумбайн" в собственной средней школе. 17-летнему Кристоферу Левинсу и 19-летнему Адаму Синклеру предъявлено обвинение в терроризме.

Чтобы спрятать оружие, пара планировала надеть длинные пальто, как это сделали убийцы из "Колумбайна". Оба мальчика заявили, что у них был доступ к оружию.

Лавджой (США), декабрь 2003 года

14-летний подросток собирался блокировать пожарные выходы, поднять тревогу и перестрелять паникующих людей. Но его вовремя задержали и не дали осуществиться этому дьявольскому плану.

Позднее он признался, что хотел прославиться так же, как стрелки из "Колумбайна". У него не было оружия, но он планировал взять пистолет у отца.

15-летний Чарльз Уильямс не успел убить себя, а возможно, просто не хватило духа, но на допросе он признался, что хотел повторить опыт стрелков из "Колумбайна".

Школьник проник в учебное заведение Santana High School с двумя револьверами. Он успел убить двоих учеников, ещё 13 получили огнестрельные ранения, но выжили. Уильямса приговорили к 50 годам заключения.

15-летний Томас Соломон - младший открыл стрельбу в своей Heritage High School и ранил шесть человек. Соломон, как Эрик Харрис и Дилан Клиболд, считал себя членом "Мафии плащей".

Школьник использовал револьвер и полуавтоматическую винтовку. Он сдался полиции без сопротивления. Его приговорили к 40 годам тюрьмы и ещё 65 годам ограничения свободы после освобождения.

О том, что он боготворит стрелков из "Колумбайна", 14-летний Тодд Смит Кэмерон признался на суде. В расправе он использовал полуавтоматическую винтовку 22-го калибра. Подросток успел убить 17-летнего школьника и ранить ещё одного до того, как его обезвредил учитель физкультуры.

Он был приговорён к пожизненному заключению, однако досрочно освобождён в 2005 году.

Месяц назад (18 мая) в городе Санта-Фе (Техас) произошел очередной инцидент со стрельбой в школе. CNN заявили, что ранения получили не менее 12 человек, а шериф округа Харрис Эд Гонсалес так и не смог назвать точное количество жертв (заявил о 8-10 погибших).

Нападавшего удалось задержать, а также полиция допрашивает человека, который мог быть его соучастником. По предварительной информации, оба они - ученики школы.

«School shooting» – термин, который мы слышим всё чаще и если раньше он неразрывно был связан с западным миром, то за последние годы нападения в школах стали не редкостью и для России. Обычно под ним подразумевается нападение на учебное заведение, например, школу или университет с применением огнестрельного оружия. Инциденты, приведшие к четырём и более смертельным исходам, классифицируют как массовый расстрел.

Школьные расстрелы вызывают дискуссию в обществе по поводу ряда ограничительных мер в отношении оружия и политики нулевой терпимости (неизбежное наказание за несоблюдение правил независимо от обстоятельств). Но пока политики спорят, люди продолжают гибнуть.

Сегодня мы попытаемся разобраться, почему же за более чем 250 лет так и не найдено однозначного средства для предотвращения стрельбы в школах.

18-19 век

Мы обратимся к истории и начнем с первого задокументированного случая нападения на школу с применением огнестрельного оружия, а после сделаем несколько остановок на наиболее знаменитых инцидентах.

Гринкасл, Пенсильвания

26 июля 1764 года произошла (возможно) самая первая стрельба. Учитель — Енох Браун и 9 учеников были убиты и скальпированы индейцами. Енох умолял не трогать детей, но был застрелен. Двоим ученикам, присутствующим во время бойни, удалось выжить.

В следующий раз выстрелы раздадутся в стенах учебного заведения только 12 ноября 1840 года в Шарлоттсвилле, Вирджиния. Профессор права в университете по имени Джон Энтони Гарднер Дэвис был ранен выстрелом студента и скончался через 3 дня.

Конфликты с преподавательским составом становились одной из основных причин стрельбы. Ученики мстили преподавателям за плохие отметки или физические наказания, преподаватели стреляли в учеников за непослушание. Жертвы и зачинщики присутствовали с обеих сторон примерно в равных пропорциях. Кроме этого фиксировались случаи случайной стрельбы принесенных пистолетов и различного рода бытовые конфликты, нашедшие свою развязку в стенах школ.

Как правило, эти случаи не насчитывают больше 1-2 жертв, а чаще и вовсе обходились только ранеными.

В период с 1764 по 1900-ые зафиксировано 38 случаев стрельбы, на которые пришлась 41 смерть.

Самое крупное происшествие этого периода приходится на 13 декабря 1898 г, Чарлстон, Западная Вирджиния. Во время школьной выставки группа молодых людей пыталась сломать студенческую работу. Когда преподаватель Фишер вмешался – завязалась потасовка, к которой присоединились другие учащиеся. В результате погибло 6 человек: Гарри Флашер – убит выстрелом в сердце, Генри Карни – получил смертельный выстрел в спину, Ральф Джонс, Джордж Гибсон и еще двое — смертельно ранены, Хаз Хардинг — разбит череп. Несколько человек получили травмы разной степени тяжести.

20 век

Стрельба в школе продолжает являться следствием разного рода личной неприязни между учениками, родителями и учителями. Вот, например, 11 сентября 1909 г., Гравете, Арканзас – конфликт завязался между Джоном Бутрам, студентом школы, который сказал своим сокурсникам, что занятия отменены. Преподаватель К. Келли настаивал на том, что учебный день не закончился. Бутрам бросился на него с ножом, но Келли вытащил пистолет и выстрелил в него.
За первые 40 лет 20 века в школах США произошло 53 инцидента с использованием огнестрельного оружия, которые стоили жизни 40 людям. Почти столько же произошло за 150 лет с момента нападения индейцев в Гринкасл.

Пасадена, Калифорния

6 мая 1940 г. Верлин Спенсер был уволен из школы после многочисленных конфликтов с другими сотрудниками. Результатом такого освобождения от должности стали 5 трупов и 2 раненых. Во время задержания Спенсер попытался покончить жизнь самоубийством, но не скончался от полученных ран и был осужден после лечения. Полицейские обнаружили предсмертную записку, которую Спенсер составил для своей жены Полли. За своё преступление он получил 5 пожизненных сроков.

В какой-то мере Верлин – образ нового поколения шутеров (стрелков). Это человек, который не совершал преступление под действием импульса или порыва гнева, а тщательно подготовил и спланировал всё, включая своё самоубийство.

Остин, Техас

Произошедшее потрясло Америку, один из самых крупных случаев расстрела на территории учебных заведений произошел 1 августа 1966 г. Чарльз Джозеф Уитмен отправился в Техасский университет и начал вести стрельбу по людям со смотровой площадки башни. Чарльз успел убить 11 человек и ранить 31, прежде чем он был застрелен полицией. Как выяснилось позже, прежде чем выехать в студенческий кампус, он заколол в сердце свою мать и жену. Также он застрелил несколько человек во время подъема на башню. В общей сложности, в тот день было убито 16 человек, а 17-ая жертва умерла спустя 35 лет от осложнения после травм, полученных в результате нападения.

В своей предсмертной записке Уитмен написал:

«Я жестоко убил своих близких […] Если страховка ещё действительна, оплатите мои долги […] анонимно пожертвуйте остальное в фонд психического здоровья. Возможно, исследование поможет предотвратить дальнейшие трагедии такого типа […]»

Также Уитмен просил о вскрытии и исследовании тела перед его захоронением, что сыграло немалую роль. Личность Чарльза стала объектом для исследования с целью обнаружения триггеров. Было выяснено, что его отец злоупотреблял рукоприкладством, от чего его родители разошлись; Чарльз испытывал стресс, связанный с трибуналом (за азартные игры и угрозы) и последующим увольнением из корпуса морской пехоты, а также после вскрытия была обнаружена опухоль головного мозга, о влиянии которой на действия Чарльза и по сей день не сделано однозначных выводов.

Керчь, Крым, Россия

17 октября 2018 года этот печальный список пополнился трагедией в Керченском политехническом колледже. Местный студент Влад Росляков ходил и планомерно расстреливал учащихся заведения из охотничьего ружья 12-ого калибра, разрешение на которой он только-только получил.

По официальным данным его жертвами стали 20 человек. Судя по фотографии Влада, его образ был явно заимствован у одного из участников расстрела в школе «Колумбайн».

Исследования

Секретная служба США (USSS) и Департамент образования начали составлять и изучать психологические портреты после массового расстрела в школе «Колумбайн» (Эрик Харрис и Дилан Клиболд убили 15 и ранили 21 человека) в 1999 году. В мае 2002 года был опубликован отчет, в котором были рассмотрены 37 случаев расстрелов в школах США (с 1974 по 2000 год) и сделаны следующие выводы:

  • Инциденты, связанные с насилием в школе, редко бывают внезапными, импульсивными действиями.
  • В 80% случаев минимум один человек знал, что нападавший планировал атаку, и почти в 60% два человека знали о нападении до того, как это произошло.
  • Большинство атакующих не угрожали своим целям непосредственно перед атакой.
  • Большинство нападавших с трудом справлялись с потерями или личными неудачами. Более того, многие думали или пытались покончить жизнь самоубийством (78%).
  • Главными мотивами нападения были: издевательства, преследования или угрозы — 75%; месть — 61%, 54% сообщили о многочисленных причинах.
  • Большинство атакующих имели доступ и использовали оружие до атаки.
  • Несмотря на своевременные ответные меры правоохранительных органов, большинство инцидентов, связанных с расстрелом, были прекращены другими средствами, помимо вмешательства полиции или SWAT.

В предыдущем докладе на основе 18 школьных перестрелок, эксперты пытались выявить тип нападающих. Итоговый профиль описывал стрелков как «представитель среднего класса, одинокий или отчужденный, неловкий, белый мужчина, который имеет доступ к оружию».

Отчет 2002 года предостерёг от предположения, что преступник может быть идентифицирован определенным «типом» или профилем. Результаты исследования показали, что преступники пришли из разных слоев общества, некоторые были детьми из неполных семей, были приемными (5%) или из полностью благополучных семей. Большая часть никогда не имела проблем с обучением (хорошая успеваемость у 41%) и имела здоровую социальную жизнь.

Исследование также показало, что школы делают ложную ставку на безопасность, когда им следует уделять больше внимания поведению студентов. Политика нулевой терпимости и металлоискатели «вряд ли будут полезны», — обнаружили исследователи USSS. Исключение или отстранение студентов за незначительные нарушения наоборот могут дать искру, которая подтолкнет некоторых вернуться в школу с оружием.

Возможные причины

  1. Проблемы в семье

    Фактор, который не так часто упоминается СМИ, но подкрепляется социальными исследованиями — это структура семьи. Известный социолог из Гарварда Роберт Дж. Сампсон писал: «Количество полных/не полных семей является самым главным показателем, влияющим на уровень преступности в городах в США».

    Журналист, редактор и ученый Майкл Кук однажды выразил мнение, что «нам не понадобится больше контроля над оборотом оружия, если люди смогут лучше контролировать свой брак» .

  2. Отсутствие контакта между членами семьи

    Исследования показали, что в семьях преступников часто наблюдалась низкая эмоциональная близость. Данный параметр не поддается исчислению, ведь даже в самых благополучных семьях бывают периоды сложных отношений.

    Также школьные стрелки имеют еще один общий параметр — отсутствие эмпатии и неспособность сдерживать агрессию. Такое поведение может быть связано с их психотическими симптомами (потеря ощущения реальности) и/или последствием насильственной травматизации, такой как ранняя физическая жестокость, которая способствует развитию диссоциативных состояний ума (отрицание реальности, деперсонализация).

  3. Подростковый возраст

    Незрелость тоже является одним из выявленных факторов, повышающих вероятность того, что человек совершит преступление. В то время как лобные доли находятся в развитии, подростки могут больше полагаться на другую часть мозга – миндалевидное тело. Такое мышление более эмоционально, оно сопровождается импульсивностью и агрессией.

    Следствием такого мышления является то, что подростки чаще подвергают свою жизнь риску, чем взрослые или дети. Также выявлена закономерность, указывающая на снижение уровня риска от подросткового возраста до взрослой жизни и возрастании риска в поступках от детского возраста к подростковому периоду.

  4. Владение оружием

    Исследования показывают, что в части стран количество смертей от огнестрельного оружия имеет прямую зависимость с количеством оружия, находящимся у населения. Однако в некоторых странах с большим количеством владельцев оружия происходит очень мало смертей от его применения (например, Исландия).

  5. Травля

    Издевательства имеют место абсолютно во всех школах и, похоже, играют немалую роль в жизни многих школьных стрелков. Для осуществления травли необходимо 3 вида участников: хулигана, жертвы и наблюдателей. Эта формула позволяет хулигану создавать не только личное, но и общественное давление на жертву. Учащиеся, которые подвергаются издевательствам, склонны к развитию поведенческих проблем, депрессии, меньшему самоконтролю и более низким социальным навыкам.

    После унижения жертвы не хотят повторения и пытаются восстановить свой имидж, чтобы не быть отвергнутыми сверстниками. Как показывает практика, их план восстановления справедливости много раз приводил к насилию. В 75% случаев стрелки говорили или находили свидетельства того, что они были жертвами издевательств в школе.

  6. Кибербуллинг и сталкинг

    Интернет и социальные сети изменил понятия «преследование» и «травля». Травля перешла из физической в изматывающе эмоциональную. Кибербуллинг осуществляется в разы проще для хулигана за счет непрямого взаимодействия с жертвой, а эффект в разы сильнее, т.к. количество наблюдателей не ограничивается одним промежутком времени и может постоянно увеличиваться.

  7. След в истории

    Джастин Натт в 2013 году выдвинул гипотезу, суть которой сводится к тому, что люди, чувствующие себя одинокими и забытыми, пытаются оставить память о себе через акты насилия.

    Также исследования показывают наличие прямой зависимости между стремлением к славе и школьными расстрелами. Судебные психиатры называют это подражательным поведением, которое может быть следствием воздействия информационной среды. Иногда будущие преступники видят в школьном шутере кумира, поэтому они хотят провести еще более разрушительную акцию в надежде занять его место и получить признание.

  8. «Собиратели несправедливости»

    Большинство из нас время от времени испытывает чувство обиды, но мы вряд ли пойдем из-за этого на убийство.

    В 2015 году в The New Republic была опубликована статья под заголовком «Injustice Collectors». Автор Дейв Каллен опирался на работу отставного агента ФБР Мэри Эллен О’Тул и человека, который помог создать и возглавил подразделение по переговорам ФБР (Гэри Ноеснер). В своем исследовании Каллен выявил общие черты у множества школьных стрелков и массовых убийц, объединив их одним общим названием «собиратели несправедливости».

    Собиратели склонны к преувеличению и воспринимают неудачи как преднамеренные и целенаправленные. Со временем такая форма восприятия реальности формирует мировоззрение постоянно преследуемого человека, над которым совершаются акты насилия, дискриминации и неуважения.

    Для большинства из нас месть – имеет личностный характер, но только не для собирателей, жертвами которых могут становиться совершенно случайные люди и даже собственные домашние животные. Случаи неудач, мелких неурядиц и людей, сопутствовавших им, собиратели помнят долгое время и в мельчайших подробностях: это водитель автобуса, который внезапно затормозил три года назад; женщина в Starbucks, которая слишком громко кашляла в 1983 году и т.п.

    Ещё к нескольким отличительным чертам можно отнести абсурдно непропорциональную жестокость и обязательное объяснение своих действий; собиратели требуют, чтобы их услышали.

  9. Психические заболевания

    Исследование, проведенное в 2016 году, показало, что 22% массовых убийств совершаются людьми, страдающими серьезным психическим заболеванием, это исследование также показало, что многие люди с психическими заболеваниями не участвуют в насилии и что в большинстве случаев агрессивное поведение обусловлено иными факторами.

    Стрелки, как правило, игнорируют свои отклонения и не обращаются за психиатрической помощью. Ученые пришли к выводу, что массовые убийцы демонстрируют общий набор хронических гневных или антисоциальных признаков и склонность к перекладыванию причин своих проблем с себя на кого-то ещё. Также в докладе отмечается, что попытка «отфильтровать» школьных стрелков по такому набору признаков приведёт к множеству ложных срабатываний.

  10. Видеоигры

    Идея увеличения случаев нападения на школы из-за видеоигр проистекает от ошибочной веры в то, что видеоигры со сценами насилия увеличивают уровень агрессии человека, что, в свою очередь, побуждает подростков совершать преступления. Данный миф стал широко использоваться СМИ после Колумбайна.

Вывод

Пока СМИ навязывают мифы и при этом сами формируют информационную среду, взращивающую школьных стрелков, идут исследования, спорят политики, устанавливаются металлоискатели, школьников обязывают носить прозрачные рюкзаки — ничего по большому счету не меняется. Совершенно ясно, что невозможно к каждому приставить по полицейскому и что вопрос личной безопасности ты должен решать сам. В качестве одной из самых действенных мер профилактики предлагается не оставлять без внимания поведенческие аномалии и мотивировать людей сообщать о подозрительных поступках их знакомых.

Также нам важно помнить, что человек приходящий с оружием в учебное заведение – это следствие, и бороться с ним уже бесполезно. Необходимо проводить комплексные меры по предотвращению причин, которые кроются не в оружии или видеоиграх, а в нашем обществе, нас самих.

Резня в Перми продолжила тенденцию: российские подростки подражают американским "мученикам" - Эрику Харрису и Дилану Клиболду. Трагедия 1999 года положила начало новой "моде", но теперь уже в российских школах.

Колумбайн не был первым

Случай в американской школе "Колумбайн" не был первым шутингом в истории. Насилие и проявления жестокости были и до этого. Например, в 1979 году 16-летняя Бренда Спенсер разрядила 30 патронов из полуавтоматической винтовки в стенах начальной школы Кливленда в Сан-Диего. Она убила директора и ранила множество человек, в том числе детей. Причина? Просто Бренда не любила понедельники.

Другой случай. В 1989 году Патрик Эдуард Петри вооружился АК-47 и пришёл в школу Кливленда, но уже в городе Стоктон. Там он выстрелил более ста раз в детей и учителей. В итоге пятеро детей погибли, а 29 были ранены. Отмечается, что жертвами были преимущественно выходцы из Юго-Восточной Азии. Закончив расправу, Петри пустил пулю в себя. Знакомые убийцы отмечали, что у него было психиатрическое расстройство, "ненависть ко всему", а также расистские взгляды относительно вьетнамских эмигрантов.

В целом до "Колумбайна" было больше десяти кровавых шутингов в американских школах, но почему-то подростки всего мира принялись копировать именно Харриса и Клиболда, а не Петри или Спенсер.

Боулинг для "Колумбины"

В апреле 1999 года американское общество раскололось на "до" и "после". Водоразделом послужила та самая резня, которая позже станет самым известным случаем шутинга в истории. Двое подростков вошли в кафетерий школы "Колумбайн", заложили взрывчатку, а потом принялись поливать свинцом всех, кого видят. Во время рокового инцидента погибло 13 человек, 24 ранено. Не самые кровавые цифры, но именно апрельские события позже легли в основу множества фильмов, книг и песен: от документалки Роджера Мура до строчек Эминема в I’M Back и Rap God.

Потому что стрельба Харриса и Клиболда - не просто поведение двух потерявших рассудок подростков. За ними выстроена целая идеология. Судя по дневникам, которые они оба вели, преступники отличались по характеру. Харрис грезил милитаризмом, идеями естественного отбора и жёстким сексом с одноклассницами. Клиболд рисовал в дневнике цветочки, вздыхал о безответной любви и много думал о смерти. В общем-то, эти парни олицетворяли две главные тинейджерские психологии: всепоглощающую ненависть и томное мучение. Нет ничего удивительного в том, что спустя столько лет нынешние подростки видят в убийцах родственные души - суть юношеских страданий никогда не меняется.

Подражателям пришлась по вкусу и эстетика "мафии плащей", которую высмеивали одноклассники убийц. Длинный плащ на худое тело, армейские ботинки, тяжёлый рок из колонок, полный нигилизм и мощный интерес к порядкам нацистской Германии. Гремучая смесь ориентиров, делающая его почитателя "не таким, как все", - пожалуй, идеальный рецепт для аутсайдера-подростка. Кадры, где кинематографичные - чего уж там - парни с оружием в руках разносят кафетерий, даже сейчас гуляют в пабликах соцсети "ВКонтакте". Когда Гас Ван Сент снимал своего "Слона", ему не надо было ничего придумывать - он просто нарядил подростков в чёрную одежду и получился взрыв.

Сама по себе идея, что на этот мир популярных и красивых школьников может обрушиться месть аутсайдера, облачённого в чёрный балахон, найдёт отклик в любое время. Пока есть аутсайдеры, есть чёрные балахоны и есть оружие, из которого можно нести месть. У школьников из "Колумбайна" не могло не появиться последователей.

Стрельба по всему миру

Колумбайна". Учащийся Виргинского политехнического университета по имени Чо Сын Хи зашёл в кампус с оружием наперевес. Там он убил 32 человека и ещё 25 ранил. После этого студент покончил с собой. У Чо Сын Хи было психическое расстройство - убийца был подвержен вспышкам агрессии.

Другая кровавая трагедия произошла пять лет назад - в школе Сэнди-Хук, штат Коннектикут. Адам Лэнза перешагнул подростковый возраст - ему было 20, но всю "процедуру" он выполнил по вполне себе "колумбайнским" канонам. Сперва Адам застрелил свою мать, затем заглянул в начальную школу - там Лэнза прикончил 20 маленьких детей и шестерых взрослых. Под пули попал в том числе директор школы. Разумеется, вскоре выяснилось, что у убийцы были проблемы с психикой: в 13 лет у Адама диагностировали синдром Аспергера.

Ошибочно думать, будто шутинги случаются только в США. Да, там все условия для массового расстрела в школах - свободное распространение оружия, но запрет на его ношение на территории государственных учреждений. Однако кровавая мода давно выплеснулась за пределы Штатов.

Ещё в 2002 году житель немецкого городка Эрфурт вошёл в здание местной гимназии, где раньше учился, пока не был отчислен из-за фальшивой справки о болезни. Отчисление поставило крест на будущей карьере парня, поэтому он решил отомстить. Убийца застрелил 16 человек, пока не наткнулся на бывшего учителя - после разговора с преподавателем подросток застрелился.

Фейсбуке". В октябре 2015 года он открыл двери муниципальной школы "Крунан". Школу Антон выбрал неслучайно: в ней училось около 90% "приезжих", преимущественно из Сомали. Перед тем как войти в здание, убийца надел чёрный плащ и маску (чтобы походить на ), а также вооружился мечом. Всего он принёс смерть трём людям: 20-летнему помощнику учителя, 15-летнему школьнику и 42-летнему математику. Очевидцы отмечали, что Антон целился в "людей с тёмным цветом кожи".

Нападения в школах происходили также в Финляндии, Франции и Эстонии. Во многих случаях агрессоры знали о "Колумбайне" и сознательно имитировали стиль американских убийц.

Пришло в Россию

Как можно понять, культ не обошёл стороной и Россию - случай в пермской школе был не первым, когда подростки вдохновлялись Харрисом и Клиболдом. Утром пятого сентября 2017 года 15-летний Михаил П из №1 подмосковной Ивантеевки принёс в класс пневматическое оружие и кухонный топорик. Он по учительнице информатики, с которой конфликтовал. Женщина получила черепно-мозговую травму. Затем подросток направился в аудиторию, где сидела вторая половина его 9 "А" класса, чтобы расправиться с давними обидчиками. Нападавший ходил в чёрном плаще и грезил милитаризмом, что вызывало насмешки у его одноклассников; Михаил хотел отомстить. К счастью, большинство учащихся успели сбежать. В итоге пострадало всего три человека: учительница и два школьника, которые выпрыгнули из окон.

Михаил не просто дуэту из "Колумбайна" во внешнем виде - он полностью разделял их философию и даже именовал себя в соцсети "ВКонтакте" Mike Klebold. На страничке нападавший выкладывал видео и фотографии с кумирами, а друзьям всегда говорил, что он хочет повторить путь двух убийц.

Недавняя история в пермской школе имеет схожие очертания со всеми этими трагедиями. Источник вдохновения очевиден. Фигурантам резни нравилась эстетика "Колумбайна", в своих соцсетях они активно тиражировали видео и фотографии со школьным насилием. По одной из версий, подростки были одеты в чёрное - отсылка к униформе Харриса и Клиболда неслучайна.

Набирается слишком много факторов, доказывающих влияние культа "Колумбайна". Увы, как в этой, так и в сентябрьской трагедии не приходится говорить о случайном совпадении. В обществе, очевидно, назрела новая тенденция, и она будет развиваться. Две аналогичные атаки за какие-то полгода - это больше похоже на начало грядущей эпидемии, чем на разрозненные вспышки безумия.

Класс" и прослушиваний трека Оксимирона "Последний звонок". Уверяем, она будут расти.

дмитрий куркин

Бойня, организованная двумя подростками в школе «Колумбайн» в апреле 1999 года, была далеко не первой вспышкой насилия в учебных заведениях (их отсчёт в США ведут по меньшей мере с 1840 года). И тем не менее именно она стала поп-культурным феноменом, отсылки к которому раз за разом всплывают при расследовании похожих инцидентов.

Само слово «Колумбайн» за девятнадцать лет стало почти официальным синонимом расправы с одноклассниками и/или учителями. Недавнее вооружённое нападение в пермской школе почти сразу окрестили «пермским Колумбайном », как только выяснилось, что один из нападавших живо интересовался историей убийц из «Колумбайна» Эрика Харриса и Дилана Клиболда. Случай в ивантеевской школе, где старшеклассник, в Сети называвший себя Майком Клиболдом, нанёс увечья учительнице, стал «Колумбайном в Ивантеевке ». Нападение в школе Улан-Удэ с событиями девятнадцатилетней давности пока не связывают, но и его по инерции назвали «бурятским Колумбайном ». Российские СМИ уже подхватили ярлык и отказываться от него, похоже, не собираются.

Несмотря на то что исходный план Харриса и Клиболда, по большому счёту, не удался (в противном случае жертв могло быть намного больше), их последователи из числа так называемых колумбайнеров раз за разом пытаются инсценировать их действия, стараясь подражать им во всём, включая выбор одежды. Разбираемся, как получилось, что двое убийц обрели романтический ореол людей, «отомстивших за всех, кого травили в школе», и можно ли бороться с колумбайнерами как с деструктивной субкультурой.


Виноваты видеоигры

Трагедия в «Колумбайне» повергла Америку в шок: исследователи отмечают, что школьная бойня даже вытеснила из массового сознания теракт в Оклахома-Сити (на тот момент - крупнейший в истории США), вторую годовщину которого Харрис и Клиболд поначалу выбирали днём для нападения.

Пытаясь назначить виновных, общественность сваливала ответственность на индустриальный металл и (тот к 1999 году окончательно стал всеамериканским жупелом), фильм «Прирождённые убийцы» (который, строго говоря, высмеивает медийный культ «Бонни и Клайда») и «жестокие видеоигры, пропагандирующие насилие» (отметим, что реалистичность видеоигр в то время была сравнительно невысокой). Когда стало известно, что психиатр, наблюдавший Харриса, прописал ему лекарство, некоторые заподозрили, что отказ от антидепрессанта мог вызвать у подростка вспышку агрессии, однако версия не подтвердилась: вскрытие показало, что Эрик продолжал его принимать.

Куда более прозаичные причины - озлобленность двух подростков, из которых один (Харрис) жаловался на депрессию, гнев и мысли о суициде, а второй (Клиболд) подвергался травле со стороны одноклассников - стали очевидны уже через год: проведя исследование похожих инцидентов, выяснили, что две трети из них были связаны с буллингом.

Однако такое объяснение не давало обывателю ни стрелочника, на которого можно повесить ответственность за трагедию, ни простого ответа на вопрос, как можно предотвратить школьные расстрелы в будущем. Как следствие, легенда о «Колумбайне», подогретая СМИ и законсервированная интернетом, зажила собственной жизнью. Появились колумбайнеры.

Культ Дилана Клиболда

Прошло всего три года, прежде чем «Колумбайн» из провокационных таблоидных заголовков разросся до зловещего поп-культурного феномена, поставившего Харриса и Клиболда в один ряд с серийными убийцами вроде Джеффри Дамера . Трагедия легла в основу «Слона» Гаса Ван Сента и менее известного «Нулевого дня» Бена Коччо - обе ленты вышли в 2003 году и стали своего рода художественными реконструкциями «Колумбайна». Документальный фильм «Боулинг для Колумбины», в котором режиссёр Майкл Мур акцентирует внимание на оружейном лобби, поддерживающем свободную продажу огнестрельного оружия в США, получил премию «Оскар». Прямые упоминания или косвенные отсылки к массовому расстрелу, устроенному двумя подростками, в текстах песен стали общим местом. «Колумбайн» стал частью городского фольклора.

Автор «Поколения Икс» Дуглас Коупленд, обеспокоенный тем, что в истории «Колумбайна» убийцам достаётся намного больше внимания, чем жертвам, написал роман «Эй, Нострадамус!», герои которого - выжившие в школьной бойне или потерявшие в её результате своих близких - пытаются справиться с . Однако эта попытка сместить фокус мало что изменила в освещении истории: её главными героями в массовой культуре по-прежнему остаются два подростка, взявшие в руки оружие.

Ядром колумбайнеров, романтизирующих преступления Харриса и Клиболда, стали подростки, затравленные одноклассниками или страдающие от недостатка внимания. Что примечательно, тематические сообщества сосредоточились прежде всего на фигуре Клиболда. «[Они] восхищаются Диланом, трагическим депрессивным мальчиком, девочки в него просто влюблены, - говорит журналист Дейв Каллен, автор книги «Колумбайн», обращая внимание на расхождение между сетевым мифом и нюансами реальной истории. - Хотя лидером в „Колумбайне“ был Эрик, и стоило бы ожидать, что более привлекательным окажется он, но культ Дилана значительно масштабнее, чем культ Эрика. Девочки влюбляются в него так же, как взрослые женщины влюбляются в наркоманов или алкоголиков - веря, что они спасут его заблудшую страдающую душу».


Каллен отмечает, что колумбайнерами чаще всего движет желание эпатировать сверстников и исследовательский интерес: «Я уверен, что для большинства это поза: когда в реальной жизни подросток не особенно успешен, он видит выход в том, чтобы сконструировать жёсткую личность в Сети. Они притворяются, но при этом верят, что остальные говорят это всё всерьёз… Страшно становится, когда осознаёшь, что в 0,01 % таких случаев может оказаться условный Адам Лэнза (подросток, совершивший массовое убийство в школе Сэнди-Хук в 2012 году. - Прим. ред.) , который действительно серьёзен в своих словах. Он ведь обсуждал со сверстниками „Колумбайн“ - те ответили ему интересом, который он расценил как поддержку».

Найти дневниковые записи убийц и видео со школьных камер наблюдения, которые показывают, во что были одеты и как вели себя Клиболд и Харрис в день бойни, до сих пор не составляет труда. Новые происшествия в российских школах в очередной раз подогрели интерес к истории: утверждается , что пользователи стали в пять раз чаще использовать хештег #columbine.

Обеспокоенные общественники уже призвали Генпрокуратуру признать экстремистскими «всякое упоминание» о «Колумбайне», однако это предложение не выглядит ни эффективным по существу, ни реализуемым на практике (см. «эффект Стрейзанд »). Сообщества колумбайнеров в ближайшие месяцы, вероятнее всего, зачистят в соцсетях - «ВКонтакте» уже начала удалять соответствующие паблики, - но можно не сомневаться, что они «перезимуют» в дип-вебе и вновь вернутся в публичный доступ.

«Топ-10 кровавых преступлений»

«Колумбайн», возможно, потому и стал именем нарицательным, что задал сразу несколько болезненных вопросов, касающихся как психологического климата в школах, так и современной этики. Насколько ответственны медиа (в самом широком смысле слова) за «гламуризацию» массовых убийств и правильно ли ограничивать доступ к информации о них? Как рассказывать об особо жестоких, далеко выходящих за грань обыденного преступлениях, не сваливаясь в дешёвый сенсационализм и смакование чужого горя? Можно ли считать, что подборки «самых кровавых расправ» подталкивают озлобленных и психологически неустойчивых людей к попыткам пробиться в «топ-10»? И можно ли предотвратить появление новых колумбайнеров, «запретив интернет»?