Является ли садовый дом жилым домом. Нежилой дом

Приобретая земельный участок и дачу за городом, россияне могут переоформить ее со временем в жилой дом и сделать постоянную прописку.

Расскажем, что необходимо для переоформления загородной недвижимости в жилое домовладение, какими способами реально переоформление и что делать в случае отказа.

Необходимые параметры дачи для признания её жилой

Процедура переоформления недвижимого имущества возможно при некоторых условиях, касающихся участка земли и самой постройки.

Определим, какими характеристиками должна обладать земля:

  1. Категория целевого назначения земли обязательно должна быть «земли населенных пунктов». Если же участок относится к c/х землям, то переоформление возможно, но придется изменить целевое назначение.
  2. Земля должна относиться к территориальной зоне жилых построек.
  3. Возможные виды разрешенного пользования: дачные и садовые дома, ЛПХ. В лучшем случае ИЖС, именно в такой вид будет переоформлена земля.

Заметьте, не все земли, предназначенные для дачи, садоводства, фермерства, огородничества могут быть переведены под ИЖС. Причина в том, что земли могут относиться к собственности муниципалитета.

Главный документ, в котором перечислены параметры и требования к жилым постройкам, является Постановление Правительства России под номером 47, принятый 28 января 2006 года .

Обозначим, какой должна быть жилая постройка:

  1. В постройке должны быть такие помещения: жилая комната, кухня, ванная, душевая, уборная. Для каждого региона установлен минимальный размер для помещений. Например, жилой зоны в доме должно быть не меньше 12 кв.м., кухни – 6 кв.м.
  2. Высота потолков должна быть не меньше 2,5 метров.
  3. В дом должны быть проведены коммуникации: отопление, вода, электричество. Должна быть сделана канализация, вентиляция.
  4. Постройка должна отвечать нормам пожарной безопасности, а также санитарным требования, экологическим, строительным и др.
  5. Обязательно на постройку должна быть документация с БТИ – достаточно технического паспорта. В некоторых случаях требуется провести строительно-техническую экспертизу.

Вот главные отличия дачи от жилого домовладения:

Дача

Жилой дом

Временное сооружение

Капитальное строение

Сезонное проживание

Постоянное проживание

Не во всех случаях можно оформить прописку

Прописка разрешена, как временная, так и постоянная

Может находиться на с/х землях

Располагается в населенном пункте

Коммуникации не обязательны

Коммуникации обязательны

Также важным основанием для перевода дачи в жилой дом является единственное место жительства гражданина .

Если ему негде больше проживать, а на даче разрешена прописка, то он имеет права оформить имущество в собственность - и переоформить дачу в жилой дом.

Список документов для оформления дачи в жилое помещение

Для переоформления нужно собрать документационный пакет, в который входят:

  1. Технические бумаги на дачу, постройку и земельный участок.
  2. Копия правоустанавливающего документа.
  3. Разрешение на переоформление, если дачей владеют другие лица. Согласие предоставляется в письменном виде.
  4. Документ из органов местного самоуправления, подтверждающий перевод земли в категорию, пригодную под жилое строительство.
  5. Отчет, выданный жилищной комиссией, с подтверждением, что здание подходит под требования ИЖС.
  6. Проект на дом, если проводилась перепланировка.
  7. Личное заявление. В нем нужно указать цель обращения. Например, вы желаете переоформить дачу в жилое домовладение, так как собираетесь проживать там постоянно и оформляете постоянную прописку.
  8. Копия паспорта РФ.

Это - основные документы, которые могут потребоваться.

Может добавиться квитанция об оплате госпошлины за проведение кадастровых работ .

Как перевести дачу в жилой дом – поэтапная инструкция

Процедура переоформления может быть выполнена двумя способами. Перечислим их - и определим, какой вариант оптимальнее, а также укажем инструкции к действию для россиян, желающих перевести дачу в жилой дом.

1. Через судебную инстанцию

Оформление происходит намного быстрее и менее затратно, так как инициатором согласования документации выступает не заявитель, а органы.

Гражданин должен действовать поэтапно:

  1. Этап 1. Подготовиться к судебному процессу. Необходимо собрать документацию. Если каких-то бумаг нет, то получить их в соответствующей инстанции.
  2. Этап 2. Написать исковое заявление с требованиями. Можно обратиться к юристу, чтобы он помог правильно оформить документ. В заявлении обязательно нужно указывать третьих лиц, организаций, которые заинтересованы в данном вопросе.
  3. Этап 3. Подать иск и копии документов в суд, находящийся по месту вашего жительства.
  4. Этап 4. Участвовать в судебном разбирательстве. Продумайте доказательную базу, аргументируйте свои требования, тогда суд будет на вашей стороне.
  5. Этап 5. Получить кадастровую, техническую документацию на дом .
  6. Этап 6. Зарегистрировать свои права. Получите свидетельства о праве собственности – выписку из ЕГРН.

2. Через администрацию/органы местного самоуправления

Процедура более длительная, возможны дополнительные расходы на проведение кадастровых работ, согласование с органами.

Гражданин должен следовать такой инструкции:

  1. Шаг 1. Сбор документационного пакета.
  2. Шаг 2. Написание заявление в органах местного самоуправления.
  3. Шаг 3. Получение письменного ответа от представителей администрации. Ответ, как правило, приходит в течение 1 месяца.
  4. Шаг 4. Переоформление документов в Кадастровой палате. Обычно выдается новый технический паспорт на дом.
  5. Шаг 5. Регистрация документа в Росреестре и получение выписки из ЕГРН , подтверждающий ваши права на дом.

Следуйте указанным инструкциям - тогда проблем с переоформлением не возникнет.

Отказ в переводе дачи в жилое помещение – как и где обжаловать его?

Конечно же, отказы все аргументированы. В письме должна быть написана причина, почему же нельзя переоформить дачу в жилой дом.

Как правило, гражданин может исправить недочеты и обратиться повторно с такой же просьбой.

Отказ в переводе может быть в нескольких случаях:

  1. Земельный участок не соответствует требованиям, на земле нельзя возводить жилые постройки.
  2. Дача не соответствует нормам жилого помещения. Например, не проведены все коммуникации.
  3. Возведенная постройка не прошла одобрения от пожарной, экологической и других служб.
  4. Нет правоустанавливающих документов, которые бы могли подтвердить приобретение земли и постройки заявителем.
  5. Документация не прошла проверку на подлинность.

Для того чтобы узнать, как можно перевести нежилой дом в СНТ в жилой в 2019 году, нужно обратить внимание на то, что после покупки недвижимого имущества в дачном поселке со временем у вас возникает возможность перевести его в статус жилого помещения. Вам потребуется узнать, каким способом эта процедура проводится, и какими должны быть действия, если вам отказали в ее проведении.

Какими свойствами должна обладать дача

Перевести дачу в жилое помещение можно при наличии определенных условий. Они касаются земельного надела и дачного дома. В частности, требования, которые предъявляются к земельному наделу, связаны с тем, к какой категории относится участок. Обязательно, чтобы это были земли, относящиеся к населенным пунктам. В том случае, если нежилое помещение расположено на участке, который отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, то, перед тем как переоформить дачу в жилой дом, потребуется заняться переводом земли из одной категории в другую. Земля в садоводческих товариществах должна располагаться в зоне, где возводятся постройки, имеющие жилое назначение. Обратите внимание на то, что разрешены только несколько видов использования, к ним относят:

  • дачи и садовые домики;
  • подсобное хозяйство, которое ведется лично собственником;
  • оптимальным вариантом является то, если земля отведена под индивидуальное жилищное строительство.

Учтите, не все участки, которые находятся в садовом или дачном товариществе, а также фермерстве и огородничестве, имеют возможность изменить назначение на индивидуальное строительство. Это может быть связано с тем, что правом собственности, относительно недвижимости, обладают органы муниципалитета.

Постановление, принятое Правительством в 2006 году под номером 47, содержит в себе требования к постройкам жилого назначения. Строение, которое может получить статус жилого, должно обладать такими признаками, как: в помещении обязательно должны быть расположены ванная, туалет, кухня и жилая комната. В каждом субъекте нашей страны устанавливаются минимальные размеры для указанных помещений. К примеру, комната, которая отнесена к жилому назначению, должна быть не меньше 12-ти квадратных метров, а кухня – не менее 6. Потолки должны возвышаться, минимум, на 2,5 метра. Кроме этого, важным моментом является то, что переоформление требует наличия у дачных домов систем коммуникаций – сюда относят водоснабжение, электроэнергию, отопительную систему, также нужно сделать вентиляционную и канализационную системы. Строение должно обладать характеристиками, которые отвечают требованиям пожарной безопасности, также строительным, экологическим, санитарным и прочим нормам.

Важно! У переводимого дома должна быть документация, предоставленная организацией, проводящей техническую инвентаризацию, достаточно будет предоставить технический паспорт. Иногда требуется проведение экспертизы строительно-технического значения.

Имеет немаловажное значение и то, если дача – это единственное место жительства для человека. В том случае, когда гражданину больше негде проживать, а на даче есть возможность прописаться, то следует провести процедуру регистрации права собственности, касаемо дачи, и переоформить ее в жилой дом.

Документация

Для претворения в жизнь процедуры по переоформлению дачи в жилой дом потребуется собрать определенный пакет документов. К ним относят бумаги, имеющие техническое назначение. Они представляются в отношении земельного надела, строений, расположенных на нем, и дачного дома. Документация, носящая правоустанавливающий характер. Требуется получить разрешение на проведение переоформления. Это требуется в случае, когда у дачного дома несколько собственников. Согласие необходимо выразить посредством письменного документа. Вы должны будете представить бумагу, полученную в органе муниципалитета, которая подтверждает факт осуществления перевода земли из одной категории в другую, при этом новая категория должна позволять возведение построек жилого назначения. Вам потребуется обратиться в жилищную комиссию и получить отчет, в котором имеется подтверждение того, что постройка может быть переведена в разряд ИЖС.

В случае если в доме проводилась перепланировка, то нужно будет представить проектную документацию. Лицо, которое совершает обращение, должно будет написать заявление, содержащее в себе цель. В частности, можете указать, что вам необходимо перевести дачный дом в разряд жилого помещения по той причине, что вы желаете проживать в нем на постоянной основе и оформляете там прописку. Она обязательно должна быть постоянной. Также понадобится откопировать документ, посредством которого удостоверяется ваша личность. К указанным бумагам еще может быть добавлена квитанция, свидетельствующая об оплате государственной пошлины.

Инструкция

Стоит отметить, что переоформление дачного дома может быть выполнено посредством двух способов. В частности, можно подать обращение в судебную инстанцию. Изначально потребуется подготовить все необходимые бумаги, если какие-то отсутствуют, то нужно будет получить их в уполномоченном органе. Далее составьте иск, для этого вы можете обратиться к профессиональному юристу, который поможет вам. Учтите, что требуется указать третьи лица, коими выступают организации, имеющие заинтересованность в решении этого вопроса. Подайте иск вместе с приложенными к нему документами в судебный орган, который расположен по месту вашего проживания. Затем начнется стадия судебного процесса, в которой нужно будет участвовать. Заранее определите, какие доказательства будете использовать. После получения положительного решения судьи нужно обратиться за документами технического и кадастрового назначения. В заключение требуется провести процедуру регистрации прав и получить соответствующее свидетельство.

Для просмотра фотографий, размещённых на сайте, в увеличенном размере необходимо щёлкнуть кнопкой мышки на их уменьшенных копиях.

Телохранителей у меня нет, зато я держу двух хорошо натренированных налоговых консультантов.

Элвис Пресли

Необходимость освещения вопросов, затронутых на этой странице ресурса "СНТ "Пищевик ", появилась сразу же, как только вступил в силу новый федеральный закон. О нём мы скажем ниже. А сейчас вспомним другой документ, к-й многими гражданами нашей РФ вообще не был замечен, но именно благодаря ему у них начались хлопоты, связанные с объектами недвижимости и всеми теми действиями, к-е предопределил этот нормативный правовой акт. Мы говорим о Распоряжении Правительства РФ от 01.12.2012 г. № 2236-р "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учёта недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»".

Одной из главных причин выхода названного распоряжения № 2236-р от 01.12.2012 г. является настоятельная необходимость в наведении государственного, в какой-то степени, жёсткого порядка в области кадастрового учёта территории, земельных участков и всех объектов недвижимости, к-е неразрывно связаны с землёй, и перемещение к-х без нанесения ущерба целостности и функциональности невозможно. Распоряжение не осталось на бумаге и не отложено в долгий ящик. В правительстве, причастных министерствах идёт планомерная и пошаговая работа по выполнению пунктов документа. Не проходит и месяца, чтобы в СМИ не был опубликован очередной закон, постановление правительства или приказ министерства (ведомства), так или иначе затрагивающих сферу правоотношений в области недвижимости. Не стал исключением и ФЗ-401 от 30.11.2016. Название у закона хитрое. И оно ничего нам не говорит: "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ". А между тем, как отдельные нормы этого закона касаются и нас, садоводов, напрямую.

Обозначим вопросы, к-е рассмотрим на этой странице:

Какие налоги мы платим за садовый земельный участок ?
Какие новые налоги мы будем платить за объекты недвижимости и с какого времени?
Целесообразность регистрации прав собственности на объекты недвижимости ?
Риски отказа от приватизации объектов недвижимости?

Страница построена на основе текста письма Федеральной налоговой службы, комментариев к нему, а также выводов для принятия каждым садоводом своего решения с учётом всех рисков, местных условий и целесообразности. Уж простите, но каждый сам за себя. Одного рецепта нет. Нужно быть хитрым, умным и мудрым одновременно. И всё равно, просчитать неверные шаги и возможные убытки просто невозможно. Слишком много факторов влияют на наши действия, и слишком много информации до нас не доходит в силу социального (должностного) положения и доступа к принятию решений по земле, творимых в местных эшелонах власти.

Налог физических лиц на недвижимость

1. МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО от 17 ноября 2016 г. N БС-4-21/21769@
О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ДОМОВ И ЖИЛЫХ СТРОЕНИЙ,
РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ,
ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ САДОВОДСТВА ИЛИ ДАЧНОГО ХОЗЯЙСТВА.

Начнём разбор содержания статьи Минфина с самого начала:

В связи с обращениями налогоплательщиков и территориальных органов ФНС России по вопросам, касающимся налогообложения объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства или дачного хозяйства, в целях администрирования налога на имущество физических лиц (далее - налог ) рекомендуем учитывать следующее.

1. По вопросу налогообложения жилых строений, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства или дачного хозяйства (далее - жилые строения )

В соответствии с пунктом 2 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях главы 32 "Налог на имущество физических лиц" жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства или дачного хозяйства, относятся к жилым домам.

Посмотрим на текст статьи НК так, как он написан в оригинале:

Статья 401. Объект налогообложения, НК, Часть 2

2. В целях настоящей главы дома и жилые строения , расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам . (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

Положения пункта 2 статьи 401 (в редакции Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.

Следовательно, в отношении жилых строений применяются правила определения налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот и исчисления налога, предусмотренные в отношении жилых домов главой 32 Кодекса и действующими на соответствующий налоговый период по налогу нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения).

Необходимо понимать, что законодательством Российской Федерации, включая Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", статус жилого строения исчерпывающе не определён. Кроме того, Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не был предусмотрен государственный кадастровый учёт объектов недвижимости вида "жилые строения ".

Подмечено очень верно. Действительно, нигде нет определения термина "жилое строение". Само понятие упоминается, а что это такое - не разъясняется. Связано это, видимо, с тем, что на садовых земельных участках уже давно существуют "жилые строения". Т.е., такие строения, где жить летом можно, но для круглогодичного проживания они малопригодны. В то же время такие строения трудно назвать "жилыми домами", т.к. существуют определённые требования, обозначенные в нормах и правилах законов и подзаконных актов. И эти нормы, как правило, при создании жилых строений не соблюдались. Проводить аналогию с жилыми домами в деревнях, где также нет никаких норм и правил, и к-м уже по 100 лет и более не будем. В те времена требования были иными. И, тем не менее, жилые строения сегодня есть, а вот определения для них нет. И с этим нам всем жить дальше.

Весьма странно и то, что ФЗ-221 от 24.07.2007 г. с 03.07.2016 года имеет другое название: "О кадастровой деятельности ", а Заместитель руководителя ФНС этого не знает. Напомним, что письмо опубликовано 17.11.2016 г.

В связи с этим и исходя из статьи 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в отношении объектов недвижимости - жилых строений, не соответствующих установленным статьями 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации критериям для отнесения их к жилым домам, могли формироваться записи в государственном кадастре недвижимости (ГКН) и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) с указанием вида объекта недвижимости - "здание", назначением - "нежилое" и наименованиями типа: "жилое строение без права регистрации проживания, расположенное на садовом земельном участке", "жилое строение на дачном участке" и т.п.

В ФЗ-122 от 21.07.1997 г. (с 01.01.2020 г. признан недействующим, ФЗ-361 от 03.07.2016 г.) "жилое строение" также не упоминается, есть только "здание (строение)"

Посмотрим и на статьи 15 и 16 ЖК РФ:

Статья 15. Объекты жилищных прав

  1. Объектами жилищных прав являются жилые помещения.
  2. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
  3. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению с учётом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
    (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 01.12.2014 N 419-ФЗ)
  4. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
    (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ)
  5. Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

В статье 15, как раз заложены основания для признания или не признания вашего жилого строения жилым домом. Согласно этим нормам постоянно проживать в жилом строении нельзя. Вас в таком строении не зарегистрируют. В жилом доме - можно. И вы, обратившись в орган регистрации, и приложив выписку из ЕГРН о том, что имеете жилой дом на садовом земельном участке, будете там зарегистрированы с простановкой соответствующего штампа в гражданском паспорте. Эта процедура выполняется бесплатно и законно. Никаких взяток давать никому не нужно.

С этой страницей связаны следующие статьи и материалы:
Регистрация (прописка) в жилом доме
Кадастровый учёт земельного участка, жилого дома, реестр прав собственности на недвижимость
Межевой план садового земельного участка.
О порядке присвоения адреса садовому земельному участку

Статья 16. Виды жилых помещений

  1. К жилым помещениям относятся:
    1) жилой дом , часть жилого дома;
    2) квартира, часть квартиры;
    3) комната.
  2. Жилым домом признается индивидуально-определённое здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
  3. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
  4. Комнатой признаётся часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

Обратите внимание на то, что основной свод законов о жилье даже не упоминает такого понятия, как "жилое строение". Нет его, не существует. А, следовательно, признать его в его нынешнем наименовании нельзя. Можно только сделать (перестроить) жилое строение в жилой дом.

В дальнейшем соответствующие сведения поступали в налоговые органы в рамках информационного взаимодействия с органами Росреестра, предусмотренного пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - регламентный обмен).

Вместе с тем, исходя из разъяснений Минфина России (письмо от 04.08.2015 N 03-05-04-01/45018) для налогообложения объектов недвижимости , не признаваемых жилыми домами и хозяйственными строениями (сооружениями), но являющихся жилыми строениями, необходимо учитывать вышеперечисленные особенности внесения сведений в ГКН и ЕГРП.

Таким образом, территориальным органам ФНС России необходимо в каждом случае поступления обращений налогоплательщиков, касающихся расчёта налога в отношении объектов недвижимости, наименование которых по данным органов Росреестра (сведения, представленные в рамках регламентного обмена, по уточняющим запросам в рамках пункта 13 статьи 85 Кодекса, выписки из ГКН/ЕГРП, свидетельства о государственной регистрации права) включает указание на жилое строение, рассматривать вопрос о наличии основания для применения пункта 2 статьи 401 Кодекса, в т.ч. при необходимости - перерасчёта налоговых обязательств с формированием (или) без формирования налоговых уведомлений и отражением соответствующих изменений в КРСБ (например, в связи с наличием налогового вычета, предусмотренного пунктом 5 статьи 403 Кодекса, применением налоговой ставки для объектов типа "жилые дома" в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 406 Кодекса, налоговой льготы, предусмотренной статьёй 407 Кодекса).

2. По вопросу налогообложения не относящихся к жилым строениям домов, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства или дачного хозяйства (дома нежилого назначения).

В соответствии со статьёй 25.3 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" одним из оснований для государственной регистрации права собственности на созданный объект недвижимого имущества, расположенный на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке, является декларация о таком объекте - документ, подтверждающий факт создания объекта, представляемый правоприобретателем такого объекта.

Форма декларации об объекте недвижимого имущества, утверждённая приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 N 447, предусматривала возможность указания вида (названия) объекта - "дом" (для дома, созданного на земельном участке, предоставленном (предназначенном) для ведения садоводства, дачного хозяйства), с назначением объекта - "нежилое" (в отношении дома, не предназначенного для постоянного проживания граждан, например, дом, размещённый на садовом участке из состава земель сельскохозяйственного назначения).

До 01.01.2015 в отношении указанных объектов, не относящихся к жилым строениям, хозяйственным строениям (сооружениям), могла применяться при наличии оснований налоговая льгота , предусмотренная статьёй 4 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (утратил силу).

16.11.2016 Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации рассмотрен во втором чтении внесённый Правительством Российской Федерации федеральный закон N 11078-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в котором содержится норма о замене в пункте 2 статьи 401 Кодекса слов "жилые строения " словами "дома и жилые строения ", с распространением действия данной нормы с 1 января 2015 г.

В случае введения в действие данной нормы на вышеуказанные дома будут распространены правила определения налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот и исчисления суммы налога, предусмотренные в отношении жилых домов главой 32 Кодекса и действующими на соответствующий налоговый период по налогу нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения).

Настоящие разъяснения необходимо довести до сотрудников, осуществляющих администрирование налога и рассмотрение обращений налогоплательщиков - физических лиц по вышеперечисленным вопросам.

Проект федерального закона, упоминаемый в письме выше, принят ГД. Это ФЗ-401 от 30.11.2016 г. Текст данного пункта изложен в начале страницы.

Заместитель руководителя ФНС России С.Л.БОНДАРЧУК

Итоги и выводы для садоводов из письма следующие:

1. "Жилое строение" (именно в таком определении), если оно зарегистрировано в ЕГРН и на него оформлено право собственности с 01.01.2015 года приравнивается к "жилому дому ". Налоговая база, ставка, льготы, исчисление налога применяется, как для жилых домов.

2. Строения, хозяйственные постройки, сооружения, если эти объекты недвижимости являются капитальными строениями (сооружениями) и зарегистрированы, на них оформлены права собственности, то налоговая база, ставка, льготы, исчисление налога применяется отличным от жилых домов. Во многих регионах эти параметры налогообложения одинаковы для жилых домов и не жилых зданий (сооружений).

Точного определения капитального строения в законодательства нет. В Градостроительном кодексе в ст. 1 "Основные понятие, используемые в настоящем кодексе" есть такая норма:
10) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершённого строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек;
На основании этой нормы точно определить: является строение объектом капитального строительства или нет, сложно. При этом нужно учитывать характер фундамента (капитальный или временный), привязку строения к земле, оформление прав, возможность перемещения строения без нанесения ему ущерба и потери функциональности и др. параметры. Такая неясность почти всегда приводит к суду, если возникает спор. И суд в ходе процесса определяет характер строения: капитальный или временный. Из решения суда прямо вытекает размер налога, начисляемый за объект недвижимости, или отсутствие такового за отсутствием капитального объекта.

3. Решение о том: как и каким образом можно сэкономить на выплате налогов, можно принимать только при условии знания норм Главы 32 "Налог на имущество физических лиц ", Часть 2 НК РФ. Дополнительно следует изучить страницу ""Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам ", проследовав на сайт ФНС, т.к. налоги, о к-х идёт речь, относятся к "местным налогам и сборам". А это значит то, что в разных регионах ставки, льготы, база могут отличаться в меньшую сторону. Максимальные вычеты, установленные государством, указаны в Главе 32 НК. Больше этого регионы начислить не могут, а меньше имеют право. Однозначно можно сказать то, что региональные власти этим правом пользуются.

2. Что лучше иметь нежилое строение или жилой дом?

Продолжаем разбираться с налогами и способами экономии.

Самый простой и действенный способ не платить никаких налогов за садовый земельный участок, а также за все объекты недвижимости, к-е на нём расположены, заключается в отказе от оформления документов на участок и эти объекты. Под документами понимаются следующие:

    Документы о правах на объект недвижимости:
  1. Садовый земельный участок:
  • свидетельство о праве собственности (др. вещное право) (с 01.01.2017 г. право подтверждается только выпиской из ЕГРН);
  • межевой план;
  • документация (акт) о выносе границ в натуру.
  • Жилой дом, нежилой дом, жилое строение, строение, хозяйственная постройка, здание, сооружение, теплица, гараж и т.п.:
    • свидетельство о праве собственности (с 01.01.2017 г. право подтверждается только выпиской из ЕГРН);
    • технический паспорт объекта;
    • технический план объекта.

    Предположим, что перечисленные выше объекты недвижимости у вас имеются, и они не оформлены. Естественно, что вы ничего не платите государству в виде налогов. Это с точки зрения садовода благо. А с другой стороны никто и ничего не мешают осуществить рейдерский захват такого участка, к-й фактически не имеет ни документов, ни владельца, не состоит на кадастровом учёте. Он, участок, есть, а на самом деле его нет . Нужно понимать, что для захвата такого участка (участков) выезд на местность не обязателен. Всё можно сделать в недрах кабинетов министерств и ведомств районной администрации. В нашем случае всё оформляется в органах гос. регистрации недвижимости, кадастра и картографии, а также в комитете земельных ресурсов местной администрации. Можно понадеяться на то обстоятельство, что участок расположен в непривлекательном для бизнеса и строительства месте. Такое бывает. Но и здесь есть риски.

    В Московской области власти уже озаботились выявлением незарегистрированных объектов недвижимости. Пока эта работа идёт по-хорошему, без репрессий и сноса незаконно возведённых строений. Важно отметить то, что она началась. Остальные регионы от подобных действий властей не застрахованы. Хорошо, если эта работа уже началась, плохо, если она начнётся после празднования Нового 2017 года. Почему? Источниками информации являются сами садоводы Московской области и официальные СМИ. Посмотрим один из них:

    Сайт газеты "Версия", Статья "В Подмосковье началась кампания по выявлению незарегистрированных объектов недвижимости "

    В Московской области полным ходом идёт работа по выявлению незарегистрированных объектов недвижимости. Владельцы таких построек получают подробные консультации о том, как они могут правильно оформить свою недвижимость, поставив её на кадастровый учёт и зарегистрировав на неё права собственности.

    Отметим, что работы по выявлению незарегистрированной недвижимости в регионе начались после соответствующего поручения губернатора Андрея Воробьёва. На сегодняшний день в области уже идёт обкатка новой автоматизированной системы, позволяющей накладывать данные аэрофотосъёмки на сведения государственного кадастра и сверять их с информацией из ЕГРП и архивами БТИ.

    Напомним, что с 1 января 2017 года заканчивается переходный период, в течение которого можно было избежать штрафов за неуплату налогов. В будущем году если сотрудники ФНС найдут «дом-невидимку», то платить налог на имущество придётся сразу за три последних года. Кроме того, собственнику придётся ещё и раскошелиться на штраф в 20% от неоплаченной налоговой суммы.

    Ну а пока власти стараются максимально помочь законопослушным гражданам с оформлением прав на недвижимость. «Многие не знают, какие необходимы для этого документы, куда нужно обращаться. На встречах мы разъясняем каждому жителю, не платившему налог на недвижимость, все эти нюансы», – рассказал заместитель министра имущественных отношений Московской области Юрий Лавряков.

    Буквально на днях представители налоговой инспекции, областного БТИ, администрации региона и Министерства имущественных отношений лично приходили к жителям Одинцовского, Истринского, Красногорского, Люберецкого и других районов, чтобы вручить им информационные письма и в подробностях рассказать о том, как правильно оформить документы на недвижимость.

    Собственникам, которые и после получения писем и разъяснений более чем на полгода затянут с оформлением, грозят штрафы и даже снос неузаконенного имущества – в случае если суд признает его самовольной постройкой.

    Необходимость привести в порядок все дела с оформлением недвижимости в регионе назрела давно. Судите сами: по статистике, сегодня в Московской области в среднем насчитывается до 15–20% капитальных строений, которых по официальным документам просто не существует. В отдельных районах эта цифра может доходить и до 40%. И это при том, что регион находится на первом месте в стране по объёму недвижимости: всего в Московской области насчитывается 8,8 млн квартир, домов, гаражей, что составляет 9% от общего числа всех объектов капитального строительства в России.

    Предполагается, что по итогам работы по выявлению незарегистрированной недвижимости дополнительный доход в бюджет региона составит порядка 1,5–1,8 млрд рублей.

    Александра Пименова,
    10.10.2016 г.

    Полную версию статьи вы можете увидеть на сайте газеты "Версия" (ссылка вверху в названии статьи), а мы продолжим рассуждать.

    На данном отрезке времени власти обращают внимание на объекты недвижимости более 50 м². Почему? Да потому что согласно нормам ст. 403 " " НК объекты недвижимости площадью менее 50 м² пока налогом не облагаются. Учтём то, что речь идёт об объектах, расположенных на садовых земельных участках. Там не бывает квартир, машино-мест и некоторых других возможных объектов недвижимости из списка.

    Отдельные защитники "обиженных" садоводов поднимают вой по поводу действий властей. Дескать, землю отбирают, недвижимости лишают, ведут к тому, чтобы мы её продали и т.п. Это можно прочитать на отдельных сайтах и услышать вживую от горе-защитников. А мы будем твёрдо стоять на другой позиции: если ты что-то имеешь, и это облагается налогом, то ты, как гражданин, обязан за это платить. Тем более, что наведение порядка в области государственного кадастра, учёта объектов недвижимости, прав на них отвечают интересам собственников, защищая последних от преступных посягательств и применению правил "честного" отъёма собственности со стороны мошенников.

    Вывод : Каждый садовод сам должен принять решение, разобравшись в своих документах (оформленных и отсутствующих) и капитальных объектах на садовом земельном участке:
    - либо "сидеть в кустах" и ждать, когда в 2017 году придёт письмо или налоговый инспектор с просьбой зарегистрировать объект недвижимости, оплатить штраф за 3 года или снести незаконно возведённое строение;
    - либо самому принять меры по оформлению документов на объекты недвижимости и заплатить налог за один год без штрафов, выполнив свои обязательства налогоплательщика перед государством.

    Осталось ещё два вопроса: А что лучше нежилое здание или жилой дом? Как выгоднее оформить документы?

    А однозначных ответов нет. Всё очень специфично и зависит от многих факторов. Одно уже бесспорно: за жилой дом и просто дом (нежилой, здание, жилое строение) налог придётся платить одинаковый. Если вам всё равно, есть у вас удобства в доме или их нет, то можно регистрировать строение как нежилое.

    Имея квартиру в городе, люди часто не заморачиваются по поводу перестройки своего садового дома в полноценный жилой дом, предоставляя право решать этот вопрос др. хозяину, включая своих родственников или лиц, к-м предполагают продать (подарить) со временем участок. Но уже сейчас нужно продумать все моменты, к-е делают ваш участок и всё, что на нём находится привлекательным не только по расположению, но и по функциональности.

    Разберём ситуацию: Ваше отношение к объявлению будет положительным, если там написано о том, что участок электрифицирован, газифицирован, имеется водопровод или скважина, на участке жилой дом (а не сарайка, к-ю вы называете домом), гараж, хозяйственные постройки: баня, дровник и т.д. Тем более, сложится положительное впечатление, когда вы всё это увидите, и вам покажут полностью готовые документы. Останется только договориться о цене на участок, подписать договор и переделать документы на своё имя. Затраты на беготню будут существенно ниже.

    Такой участок будет однозначно дороже соседского с таким же причиндалами, но без документов на эти самые причиндалы. Мало того, жилой дом предполагает возможность оформления постоянной регистрации по месту жительства, а это, в свою очередь, влияет на стоимость участка в большую сторону.

    Есть и ещё один момент, к-й необходимо учитывать. Дело в том, что в случае изъятия у вас садового земельного участка в соответствии с возникшими муниципальными или государственными нуждами (Глава VII.1 Земельного кодекса РФ) размер возмещения будет определён согласно Статье 56.8. "Особенности определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд". И наличие документа о праве на объект недвижимости с видом объекта "жилой дом" будет котироваться выше на рынке стоимости жилья, чем просто "дом" с назначением "нежилой". Сама же выплата компенсации зависит от рыночной стоимости аналогичного жилья в вашем регионе.

    Наконец, можно существенно снизить ваши расходы по оплате электроэнергии, решая задачу: быть жилому дому или оставить его нежилым. Условием для снижения расходов будет заключённый договор энергоснабжения согласно требованиям законодательства между вами, как физическим лицом и энергосбытовой компанией.

    Если вы платите за потребляемую электроэнергию в кассу СНТ (др. некоммерческое объединение), то налицо нарушение закона. Этот случай с нарушением закона разбирать не будем. Он подробно освещён на странице: "Теория прямого договора энергоснабжения для садоводческого объединения и для садовода ". А вот для случаев с прямыми договорами энергоснабжения разберёмся: Для примера возьмём простые одноставочные тарифы на электроэнергию в Калининграде во второй половине 2016 г. и их применение для садоводов:

    Сравнение тарифов на электроэнергию для категорий населения в зависимости от места проживания (регистрации ПМЖ) и назначения здания (дома) в 2016 г.
    Категория населения Тариф Условия применения
    Городское население с газовыми плитами 3.79 Тариф применяется для городских садоводов.
    Городское население с эл. плитами и (или) электроотоплением 2.65 Тариф применяется для городских садоводов, если у них согласно документам на жилой дом имеется электроотопление или электрическая плита.
    Население. проживающее в сельской местности 2.65 Тариф применяется для лиц, проживающих (зарегистрированных) в жилых домах в сельской местности, в т.ч. в жилых домах в пределах СНТ (СНТ - элемент планировочной структуры).
    Население не проживающее в сельской местности 3.79 Тариф применяется для всех лиц, имеющих дома с назначением (нежилое), не проживающих в сельской местности, включая садоводов.
    Понятия "сельский тариф" не существует. На самом деле к основному тарифу для городского населения с газовыми плитами применяется понижающий коэффициент 0,7.

    К данным в таблице лишь добавим то, что прописаться, зарегистрироваться в нежилом строении не получится. Орган регистрации откажет в такой авантюре. А, следовательно, получить тариф на электроэнергию для проживающего населения в сельской местности не представляется возможным.

    Следует напомнить и то, что садоводы, к-е платят за электроэнергию в кассу СНТ, никогда не добьются тарифа для сельского населения, т.к. в договоре энергоснабжения фигурируют СНТ, как юридическое лицо, и энергоснабжающая организация. Ни одного физлица (садовода) в договоре нет. А юрлицо не проживает в сельской местности. Не может. Кстати, тариф, установленный для СНТ, приравнен к городскому населению с газовыми плитами. Т.е., этот тариф и так льготный. Др. юридические лица платят за электроэнергию больше. Кроме того, к тарифу 3,79, СНТ добавляет потери электроэнергии, к-е происходят при её перетоке по проводам СНТ. Так в одном из городских СНТ Калининграда председатель установил тариф 6 с хвостиком рублей за 1 квт*час. Да, это незаконно, точно также, как и сами платежи за электроэнергию в кассу СНТ. Но в отсутствие прямых договоров между сбытовой организацией и физлицами - собственниками садовых земельных участков других вариантов добиться устойчивого, без отключений, энергоснабжения участков - невозможно.

    Заканчивая страницу, ещё раз напомним, что решение об оформлении документов на садовый земельный участок и все объекты недвижимости, расположенные на нём, вы должны принять сами, взвесив все "за" и "против". Точно можно сказать только одно: время работает против вас . И нельзя забывать о гражданской ответственности. Вот что сказал Франклин Делано Рузвельт, обосновывая необходимость повышения налогов в речи перед Конгрессом 6 января 1941 года, которая получила название "О четырёх свободах":

    "... Многие проблемы, связанные с нашей социальной экономикой, требуют немедленного решения. К примеру: мы должны охватить большее число граждан пенсиями по возрасту и страхованием по безработице; мы должны поднять медицинское обслуживание на надлежащий уровень; мы должны создать более совершенную систему, с помощью которой лица, нуждающиеся в получении выгодной работы и заслуживающие её, смогут её получить.
    Я призвал к личным жертвам, и я убеждён в готовности почти всех американцев откликнуться на этот призыв. Частью этой жертвы является выплата более крупных сумм денег в виде налогов. В своем бюджетном послании я буду рекомендовать, чтобы более значительная, чем сегодня, часть нашей огромной оборонной программы оплачивалась из налоговых поступлений. Никто не должен пытаться и никому не будет разрешено наживаться на этой программе, и в выработке нашего законодательства мы всегда должны руководствоваться принципом уплаты налогов в соответствии с возможностью их платить. Если конгресс поддержит эти принципы, избиратели, ставящие патриотизм выше интересов своего кошелька, наградят вас аплодисментами".

    Речи о повышения налогов пока не идёт. Люди не хотят платить за то, что уже имеют. И это нежелание чревато для них неприятными последствиями. А последствия, приятные или нет, каждый выбирает сам.

    15 октября 2013 года Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект № 313087-6 "О внесении изменений в Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ " " . Речь идет о предоставлении россиянам возможности зарегистрироваться по месту жительства в жилом доме, принадлежащем им на праве собственности и расположенном на садовом, дачном земельном участке или земле сельскохозяйственного назначения .

    Текущая ситуация

    На данный момент регистрация по месту проживания в жилом строении, расположенном на садовом или дачном земельном участке, прямо запрещена (ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ " ").

    Но поскольку многие дачники фактически постоянно проживают на значительном удалении от места своей регистрации, то реализовывать некоторые гражданские права и обязанности им весьма затруднительно. Например, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ " " право избирать депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления принадлежит гражданину Российской Федерации, постоянно проживающему на территории соответствующего муниципального образования и достигшему на день выборов 18 лет.

    Кроме того существует часть населения, для которой садовый или дачный дом является и вовсе единственным жильем, поэтому вопрос регистрации по месту жительства для таких людей стоит особенно остро.

    Тем не менее число желающих зарегистрироваться по месту жительства в жилом доме, расположенном на садовом или дачном земельном участке, не так уж высоко – всего 29%.

    Мы задали вопрос посетителям сайта , готовы ли они зарегистрироваться по месту жительства в жилом доме, расположенном на садовом или дачном земельном участке, если такая возможность будет предоставлена? Опрос показал следующие результаты:

    29% респондентов готовы зарегистрироваться в любом случае . Среди аргументов прозвучали такие как: "Выписавшись из квартиры и прописавшись в своем доме, сократятся расходы по ЖКХ", "Не буду зависеть от общих коммуникаций" и др.

    Некоторые респонденты, признались, что дом является дли них единственным жильем и вопрос регистрации для них стоит особенно остро: "Я живу в дачном доме пять лет, другого жилья у меня нет, и я не могу в нем прописаться ", "Очень многие семьи приобретают дачи в черте города для постоянного проживания так как на квартиру заработать очень сложно. Мы с маленькой дочкой жили на даче шесть лет, была бы возможность прописаться жили бы до сих пор, но без прописки возникли трудности со школой ".

    22% опрошенных отметили, что не имеют недвижимость за городом.

    18% респондентов готовы зарегистрироваться в доме, расположенном на садовом или дачном участке, только если коммунальная, транспортная и другие инфраструктуры будут благоустроены: "Освещение, дорога, коммуникации ". Некоторые участники опроса обращают внимание на завышенные тарифы энергоресурсы: "Электричество очень дорогое ".

    17% не видят в этом необходимости, аргументируя это тем, что большинство все же используют садовые и дачные участки для летнего времяпровождения, и не готовы нести дополнительные расходы по содержанию дома в зимний период: "У нас климат холодный и зимой я все равно буду жить в квартире ", "Это повлечет за собой новые расходы и затраты на содержание дома зимой ".

    10% пользователей ответили на вопрос, что в принципе готовы, но боятся выписываться из квартиры. Вместе с тем, один из участников опроса высказал боязнь того, что если он зарегистрируется в дачном доме, то "его квартиру могут отнять".

    На данный момент порядок регистрации граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства регулируется Законом РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I " " и Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. ).

    Дачный дом – жилое строение, расположенное на дачном земельном участке.

    Садовый дом – жилое строение, расположенное на садовом земельном участке.

    Принятый в первом чтении рассматриваемый законопроект предполагает заменить существующее в Федеральном законе от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ " " понятие "жилое строение" на "индивидуальный жилой дом", что в свою очередь будет соответствовать уже используемым терминам в законодательстве, в частности в и кодексах РФ, а также снимет вопрос статуса жилого строения, возводимого на садовом или дачном участке.

    Требования к жилому помещению и порядок признания его жилым утверждены постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 " " (далее – Положение).

    Для того чтобы дачный или садовый дом был признан жилым помещением, необходимо оценить его соответствие установленным требованиям .

    Для инициирования процедуры оценки жилого строения на пригодность для постоянного проживания собственнику необходимо обратиться в межведомственную комиссию по месту нахождения объекта.

    Комиссия создается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в зависимости от подведомственности местонахождения жилого строения.

    В состав комиссии включаются представители органов исполнительной власти, а также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека.

    Также к работе в комиссии подключается сам собственник жилого строения или его уполномоченное лицо, с правом совещательного голоса, а в случае необходимости – квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций, с правом решающего голоса ().

    В течение 30 дней с момента обращения собственника жилого строения и на основании оценки соответствия жилого строения установленным требованиям , межведомственной комиссией принимается в виде заключения одно из следующих решений:

    • о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
    • о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
    • о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания.

    Только после того как жилое строение, расположенное на дачном или садовом земельном участке будет признано жилым помещением, в нем можно будет зарегистрироваться по месту проживания.

    Подводные камни "дачной прописки"

    Несмотря на то, что регистрация носит уведомительный характер, а отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных и законами РФ, на практике россиянам приходится сталкиваться с рядом проблем, возникающих из-за отсутствия регистрации, например, при оформлении водительского удостоверения, загранпаспорта, записи детей в школу, получении пенсий и т. д.

    Несомненно, обсуждаемый законопроект, в случае одобрения, позволит в дальнейшем гражданам реализовать в полном объеме свое конституционное право выбора места жительства. Однако следует обратить внимание на ряд возможных проблем, с которыми может столкнуться лицо, решившее зарегистрироваться по месту жительства в жилом доме, расположенном на садовом или дачном земельном участке. Рассмотрим их более подробно.

    Самостоятельная организация и обслуживание территориальной инфраструктуры. Первое, на что стоит обратить внимание, это тот факт, что территории садовых и дачных земельных участков, на которых расположены жилые дома, не будут автоматически причислены к землям поселений в случае регистрации на них граждан по месту жительства. Для перевода земельных участков из одной категории в другую предусмотрен специальный порядок, регулируемый Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ " ".

    Ходатайство о переводе земельного участка из одной категории в другую направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. На практике процедура перевода представляет собой довольно сложное мероприятие и может растянуться надолго – от одного года и более.

    Соответственно, у органов местного самоуправления близлежащих населенных пунктов не возникнет обязательств по организации и поддержке в должном состоянии инженерно-транспортной инфраструктуры, необходимой для осуществления нормальной жизнедеятельности жителей, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ " ". Поэтому постоянно проживающим в садовых и дачных домах необходимо будет самостоятельно решать организационные вопросы, связанные, например, с ремонтом и чисткой дорог зимой, подключением к сетям связи, подключением электричества, водоснабжения и т. п.

    Для рассмотрения вопроса о пригодности помещения для постоянного проживания заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:

    • заявление о признании помещения жилым;
    • копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
    • в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением – проект реконструкции нежилого помещения;
    • заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения.

    Потеря социальных доплат, льгот и субсидий. Также следует учитывать, что при смене регистрации по месту жительства гражданин может потерять некоторые социальные льготы, субсидии либо доплаты, предусмотренные на уровне субъекта (речь идет о случаях, если будущее место жительства будет находиться в другом регионе). Например, в соответствии с подп. "е" п. 33 постановления Правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. № 1268-ПП " " в случае снятия пенсионера с регистрационного учета по месту жительства в Москве право на получение региональной социальной доплаты утрачивается. Так, например, по состоянию на 15 ноября 2013 года доплата для неработающих пенсионеров, зарегистрированных по месту жительства в столице, установлена до уровня регионального социального стандарта в размере 12 000 рублей (п. 3 постановления Правительства Москвы от 1 ноября 2011 г. № 514-ПП " ").

    Увеличение размера налогов на недвижимое имущество. Еще один момент, который следует учесть, это возможное увеличение рыночной стоимости жилого строения после приобретения им статуса индивидуального жилого дома и возможности зарегистрироваться в нем по месту жительства. Несомненно, с одной стороны это является приятным плюсом, но с другой – увеличивается и размер налогов, которые должен будет уплачивать собственник такого дома. Особенно это станет ощутимо после вступления в действие готовящихся изменений во и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации . Речь идет о введении единого налога на недвижимость, размер которого будет рассчитываться исходя из кадастровой (максимально приближенной к рыночной), а не инвентаризационной стоимости объекта недвижимости , как это происходит сейчас.

    Разрешительный порядок переустройства и перепланировки жилого помещения. После того как жилое строение будет признано жилым помещением, все планируемые переустройства и перепланировки такого помещения могут быть осуществлены только после получения соответствующего разрешения ( и п. 1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. ) .

    Фиктивная регистрация. Следует также обратить внимание на вероятность "фиктивной" регистрации по месту жительства в жилом доме расположенном на дачном участке, как злоупотребление своим правом некоторых недобросовестных граждан. Человек, который зарегистрируется по основному месту своего жительства, фактически может и не появляться там на протяжении всего времени. Это действие повлечет за собой отсутствие возможности оперативно разыскать человека при необходимости, что в свою очередь создаст помехи государственным органам в привлечении к ответственности вышеупомянутого лица, в случае совершения им противоправного деяния. Либо затруднит заинтересованным лицам действия по возмещению вреда, причиненного им таким гражданином.

    В качестве примера можно привести ситуацию со штрафами за нарушение правил , которые автоматически присылаются на адрес регистрации по месту жительства гражданина.

    Подводя итог, можно сказать, что, несомненно, обсуждаемые изменения законодательств внесут ясность в определение правового статуса жилого строения, расположенного на дачном или садовом земельном участке. В свою очередь, это позволит гражданам в дальнейшем избегать сложностей, возникающих на практике из-за отсутствия регистрации по месту жительства и полноценно реализовать конституционное право на свободный выбор места жительства.

    Однако следует помнить, что, помимо положительных моментов, регистрация по месту жительства в жилых домах, расположенных на дачных или садовых участках, влечет за собой и ряд неудобств, рассмотренных в нашем материале.

    Противоречивость современного Российского законодательства с очевидной наглядностью отразилась в правовом статусе «жилых строений».

    Термин «жилые строения» введен в оборот Федеральным законом от 15 апреля 1998 года № 66–ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Статьей первой этого закона гражданам разрешено возводить жилые строения на садовых и дачных земельных участках без права регистрации проживания в них, а также, возводить вспомогательные хозяйственные строения и сооружения, обеспечивающие режим эксплуатации таких жилых строений. Обращает на себя внимание тот факт, что приведенный термин - «жилые строения», не упомянут в Жилищном кодексе РФ и поэтому указанные объекты являются самостоятельным видом объектов, не отнесенных законодателем числу объектов жилищных прав.

    Жилищный кодекс РФ оперирует родовым понятием «жилое помещение», в состав которого входят следующие виды объектов: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната (ч.1 ст.16 ЖК РФ). Перечисленные виды жилых помещений являются объектами жилищных прав и предназначены для постоянного проживания граждан. Приведенный перечень жилых помещений является закрытым. Следует отметить, что жилые дома, возводимые на дачных земельных участках (с правом регистрации проживания), полностью соответствуют признакам объекта жилищных прав.

    В отличие от «жилых помещений» жилые строения имеют самостоятельную правовую природу и основанный на специальном законе правовой режим (Федеральный закон от 15.04.1998 №66-ФЗ).

    Итак, какова же правовая природа объектов, обозначенных законодателем как «жилые строения». Следует сразу подчеркнуть, что правовой режим (целевое назначение) любого объекта капитального строительства изначально предопределено назначением земельного участка, на котором он расположен. Любое иное соотношение правовых режимов является исключением. Земельное и градостроительное законодательство исходит из приоритетности целевого назначения земельных участков, при определении вида использования объектов капитального строительства, возводимых на этих участках (ст.1 п.5; ст. 85 п.3 Земельного кодекса РФ, ст.1 п.9; ст. 36 п.1; ст. 51 п.1 Градостроительного кодекса РФ). Иными словами, назначение постройки зависит от назначения земли. Прежде чем возводить, что либо, на земельном участке, – застройщик должен убедиться, соответствует ли задуманное правовому статусу участка и, если нет, то, возможно ли изменить этот земельно-правовой статус.

    Правовой режим садоводческих и дачных земельных участков предусматривает их использование для выращивания плодовых и огороднических культур, в сочетании с отдыхом. В силу этого, эксплуатация возводимых на этих участках жилых строений ограничена целями обеспечения процесса выращивания садово-огороднических культур и проведением отдыха. Само употребление в словосочетании «жилое строение» термина «строение» характеризует временный, сезонный, неосновательный характер постройки, подчеркивает непостоянство пользования этих строений людьми. Если для владельцев дачных земельных участков Федеральный закон от 15.04.1998 №66-ФЗ предусмотрел правовую альтернативу – возводить «жилое строение» или «жилой дом с правом регистрации проживания», то для садовых земельных участков закон такой альтернативы не предоставил.

    Вместе с тем, существующая реальность такова, что вне зависимости от правового режима садового земельного участка, зачастую на землях садоводческих товариществ возводятся комфортабельные жилые дома, которые вряд ли можно назвать «строениями». По техническим нормативам и строительным характеристикам (фактически) эти объекты являются жилыми домами, по правовому режиму (виртуально) – жилыми строениями. В данном случае предназначение коренным образом отличается от реального использования. Граждане, озабоченные жилищной проблемой давно нашли практическое её разрешение в возведении жилищ на садовых землях. Отсутствие необходимости готовить и согласовывать проектную документацию для застройки садовых и дачных земельных участков, позволяет их владельцам создавать пригодные для постоянного проживания жилые объекты. Единственными правовыми документами, ограничивающим владельцев в их строительном порыве остаются правила землепользования и застройки – на территориях, входящих в черту населенных пунктов и проекты планировки территории некоммерческого товарищества – на землях сельскохозяйственного назначения. В таких условиях застройщики земель садоводческих товариществ ограничены только в параметрах – высотой не более трех наземных этажей, площадью – не более 1500 кв.м., отступ от границ участка – на величину, предусмотренную правилами застройки или проектом планировки. Кто, в таком случае, откажет себе в удовольствии построить жилой дом на садовом участке. Только тот, кто ограничен в средствах либо в фантазии.

    В последние десятилетия территории садоводческих товариществ превратились в жилые поселки малоэтажной застройки. Вполне очевидно желание граждан устранить правовые различия в условиях отсутствия различий фактических. Такие попытки предпринимались и ранее, в начале 1990-х годов, на законодательном уровне. Федеральным законом № 4218-1 от 24 декабря 1992 года «Об основах федеральной жилищной политики» гражданам, имеющим в собственности жилые строения, расположенные на садовых и дачных земельных участках и отвечающие требованиям нормативов, предъявляемым к жилым помещениям, было предоставлено право переоформить их в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности, в порядке, установленном законодательством (часть 3 статьи 9 упомянутого Закона). Неизвестно какая часть граждан успела воспользоваться предоставленной возможностью, так как с введением в действие нового Жилищного Кодекса РФ, с 1 марта 2005 года Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» утратил силу.

    Правовая возможность отнесения пригодных для постоянного проживания жилых строений, расположенных на садовых земельных участках к жилищному фонду была восстановлена Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.04.2008 №7-П. Судом было рассмотрено заявление семей военнослужащих из Краснодарского края, обжаловавших положения абзаца второго статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», запрещающего регистрацию по месту жительства в жилых строениях, возведенных на землях в составе садоводческого товарищества. По результатам рассмотрения суд признал не соответствующими Конституции Российской Федерации отдельные положения упомянутой статьи. Статья 1 Федерального от 15.04.1998 № 66-ФЗ признана неконституционной в части ограничения прав граждан быть зарегистрированными «по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов». Как видим, формулировка снятия ограничений сопровождается судом (оговорена) определенными условиями. Регистрация (прописка) в жилом строении возможна, при условии: 1) если это строение «пригодно для постоянного проживания» (читай круглогодичного), 2) если садовый земельный участок входит в черту населенного пункта. Таким образом, постановлением Конституционного суда не был изменен правовой статус «жилых строений» на садовых участках. Их назначение, связанное с садоводством, осталось прежним. Более того, правовые различия между объектами, расположенными на дачных участках и объектами в составе садоводческих товариществ оставлены в силе. Для части садовых жилых строений (не для всех), суд определил возможность, посредством комиссионной процедуры быть отнесенными к жилищному фонду. Иными словами, при определенных условиях, объекты, не предназначенные для постоянного проживания, но пригодные для этой цели, могут использоваться как жилые. Это касается только садовых жилых строений, расположенных на землях поселений. Следовательно, правовой режим садоводческих земельных участков при определенных условиях расширяется. В том случае, если садоводческое товарищество расположено на землях сельскохозяйственного назначения – факт пригодности строения для целей постоянного проживания не снимает ограничений в регистрации (прописки) по месту жительства.

    Конституционный Суд РФ указал, что поскольку жилищное законодательство является сферой совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «к» ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации), субъекты Российской Федерации вправе осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания.

    Безусловно и очевидно, что процедура признания жилого строения пригодным для постоянного проживания, по сложности, сопоставима с получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В Краснодарском крае, в рамках реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 года № 7-П, главой администрации (губернатором) Краснодарского края принято постановление от 29 декабря 2009 года № 1185 подробно регламентирующее процедуру и порядок комиссионного признания жилых строений пригодными для постоянного проживания.

    Предоставленная Конституционным Судом органам власти субъектов Федерации возможность правового регулирования вопроса отнесения к жилищному фонду объектов садовых жилых строений, расположенных в границах населенных пунктов, повлекла в свою очередь изменения в процедуру упрощенной регистрации прав на такие объекты. Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 №447 была утверждена новая форма декларации об объекте недвижимого имущества предназначенная для регистрации прав на объекты, не требующие получения разрешения на строительство. Новая форма декларации вступила в силу 26 января 2010 года. Главным отличием новой формы декларации стало исключение из перечня видов объектов недвижимости термина «жилое строение». Это оправдано. Термин «жилое строение» употребляемый в сочетании с обозначением «назначение – нежилое» для большинства неспециалистов звучит некорректно. Теперь, заполняющий декларацию вправе самостоятельно обозначить таким наименованием принадлежащий ему объект, в строке, заполняемой вручную. Разработчики попытались объединить под одним видовым понятием «дом» объекты, расположенные как на дачных, так и на садовых участках. Поскольку законодательного определения «садовый дом», «дачный дом» не существует, разработчики воспользовались определением «дом», содержащимся в приказе Росстата от 13.04.2009 № 61 «Об утверждении переписных документов Всероссийской переписи населения 2010 года». Согласно терминологии названного приказа: «Дом – здание, предназначенное для постоянного проживания, или временного пребывания людей в зависимости от функционального назначения и для выполнения различного вида производственных процессов». Как видим, под такое определение подпадают и «дом» на дачном участке и «жилое строение» – на садовом участке. Главное отличие первого дома («дачного») от другого («садового»), в назначении – «жилое» или «нежилое». Логика разработки новой формы декларации – упростить классификацию видов объектов не всеми была правильно понята. У части граждан новая форма декларации породила ошибочные представления о том, что простым заполнением декларации (проставлением отметки в клеточке) можно узаконить возведенный на садовом участке жилой дом. Процедура признания жилого строения пригодным для постоянного проживания находится в ведении органов власти субъектов Федерации. Органы Росреестра в процессе государственной регистрации прав по упрощенной процедуре на основе представляемых деклараций в обязательном порядке должны проверять соответствие заявленных объектов целевому назначению земельного участка.

    Государственный регистратор С.А. Ковалев