Игры для автоматизации звуков. Дидактические игры по автоматизации звуков,, и развитию познавательных процессов у дошкольников с ОНР Печатные игры на автоматизацию звука х

Автоматизация свистящих звуков С, СЬ

Автоматизация правильного произношения звуков С и СЬ: игры, стихи, скороговорки, чистоговорки, загадки, пословицы, песенки, рассказы со звуком С, занимательные задания для детей.

При нормальном речевом развитии к пяти годам ребенок правильно произносит все звуки родной речи. Если же у малыша есть недостатки звукопроизношения, то работа по их исправлению идет в три этапа:

  • Артикуляционные подготовительные упражнения для конкретной группы звуков (в данном случае это свистящие звуки С, Сь, З, Зь, Ц)
  • Вызов данного звука по подражанию (его постановка),
  • Закрепление правильного произношения этого звука в слогах, словах, во фразах.

Обучение правильному произношению свистящих звуков ведется в определенной последовательности:

  1. Сначала идет работа над звуком С и его мягким вариантом Сь и проводятся игры и упражнения для автоматизации правильного произношения данных звуков.
  2. Затем ребенок учится произносить звуки З и Зь. И проводятся упражнения и игры на автоматизацию данных звуков.
  3. И далее ребенок упражняется в правильном произношении звука Ц.

Автоматизация свистящих звуков С, СЬ: речевые игры, стихи, чистоговорки, скороговорки, видео

Сегодня в этой статье Вы узнаете, как помочь ребенку научиться правильно произносить звуки С и Сь (свистящие звуки). Мы поговорим о третьем этапе – автоматизации правильного произношения данных свистящих звуков. О предыдущих этапах (первом и втором этапах обучения произношению звука С и Сь) Вы можете прочитать в статье В ней Вы найдете артикуляционную гимнастику, а также видео с демонстрацией приемов постановки свистящих звуков и вызова их по подражанию. Когда правильный звук появился в речи ребенка, нужно автоматизировать правильное звукопроизношение. Для этого используются игры, игровые упражнения, чистоговорки, шутки, загадки, поговорки, скороговорки, песенки, рассказы, в которых часто встречается звук С и СЬ.

Для игр и упражнений по автоматизации звуков С и СЬ в речи ребенка Вам понадобится список слов со звуками С и Сь, который дан ниже.

Это важно знать и учитывать: При подборе слов для автоматизации звуков С и Сь нужно учитывать, что в русском языке перед мягкими согласным ть, ль, нь, звук С произносится мягко. И поэтому в словах брусника, ослик, слива, костюм, градусник мягкий звук Сь, а не твердый С.

Слова со звуком С:

  • Звук С с начале слова – санки, собака, сыр, сапоги, свеча, свинья, стол, сова, скамейка, совок, сандалии, салют, спутник, скакалка, сосна, сорока, самокат, самолет, стакан, сом, сабля, свисток, сок, стул, садик, сайка, сало, сумка, судно, стройка, строитель, скалка, слойка, скатерть, слава, сладость, сахар, слякоть, сковорода, соловей, снег, снежинка, снеговик, снегопад, снегурочка, солдат, сосулька, слон, смех, спицы.
  • Звук С в середине слова – колесо, маска, весы, капуста, лиса, краска, носок, посуда, масло, маслёнка, бусы, редиска, колесо, насос, колбаса, ласты, песок, мясо, пылесос, кастрюля, галстук, кусты, весна, носорог, стадо, пастух, подснежник, бейсболка, маслята, барсук, космонавт, космодром, самосвал, миска.
  • Звук С в конце слова – нос, глобус, колос, кокос, навес, ананас, автобус, абрикос, теннис, компас, гладиолус, поднос, квас, час, лес, рис, бокс, насос, кактус, овёс, кекс, парус, пёс, морс, пояс, мороз (пишем букву з, но слышится звук с)

Слова со звуком СЬ:

  • Звук Сь в начале слова – селедка (сельдь), сено, сёмга, сюрприз, сервант, серьги, сердце, седло, сестра, середина, сирень, слива,.
  • Звук Сь в середине слова – гуси, апельсин, такси, осень, осел, поросенок, письмо, сосиски, ослик, велосипед, беседка, васильки, листья, брусника, костюм, градусник.
  • Звук Сь в конце слова – гусь, лось, карась, рысь.

Игры для развития фонематического восприятия. Звук С, СЬ.

Игра «Хлопки». Вариант игры 1.

Попросите ребенка хлопнуть, если он услышит в слове звук С.

Говорите вперемешку слова со звуком С в разных позициях (в начале, в середине или в конце слов). Например: телефон, сапоги, папа, морс, книга, дождь, соловей.

Ребенок хлопает, когда услышит слово со звуком С (не путайте сами звуки С и СЬ – это разные звуки, хотя буква одна!)

Если ребенку трудно выделить на слух звуки в слове, то говорите слова протяжно, например мммоооорррсссс. Эта игра учит ребенка различать в речи разные звуки, развивает фонематический слух.

Вариант усложнения игры: Можно дать задание хлопнуть, если услышишь звук С и топнуть, если услышишь звук СЬ.

Игра «Хлопки». Вариант игры 2.

Скажите ребенку: «Хлопни, если услышишь слог Са». Далее мы говорим последовательность слогов, например: са, на, ша, са, за, ра, да, са, ца, са, ла, ча. Различает ли звук С и слог СА ребенок в речевом потоке? Не путает ли его с другими похожими звуками? Дети очень часто путают слог са со слогами за или ца, а также с шипящими – со слогом ша. И нам очень важно научить ребят различать эти звуки и слоги. Это важно и для обучения письму в школе, чтобы ребенок не путал данные звуки и буквы, обозначающие их, в письменной речи, когда он начнет писать.

Игра «Эхо»

Повторяйте три слога подряд, а ребенок должен их повторить как эхо, то есть чуть тише, чем говорите Вы. Если ребенок легко повторяет три слога, увеличьте количество слогов в цепочке для повторения. Обязательно хвалите и подбадривайте маленькое «эхо». Если «эхо» ошиблось, повторите цепочку слогов еще раз.

Примеры заданий:

  • са-со-сы
  • ас-ус-ис-ас
  • сам-сад-сав,
  • со-су-си-су
  • аса-асо-асу-асы и т.п.

Игра «Угадай, что свистит?»

Вам понадобятся две картинки – «насос» и «вода течет из крана». Можно нарисовать их самим (схематично изобразив насос и кран). Главное – чтобы они были узнаваемы для ребенка.

Покажите ребенку картинку насоса. Скажите: «Воздух, выходя из насоса свистит так: ссссссссссссс. Он свистит сердито ссс!»

Покажите вторую картинку и скажите: «Вода льется из крана. Вода свистит мягко, вот так сьсьсьсьсь».

Попросите ребенка сказать, как свистит вода (сь-сь-сь) и показать соответствующую картинку. Затем попросите его изобразить, как свистит воздух из насоса – ссссс – и показать нужную картинку.

Далее скажите: «Сейчас мы будем играть в игру на внимательность. Если ты услышишь песенку насоса — твердый звук ссс — то подними картинку с насосом. А если услышишь песенку воды – мягкий звук сь – то подними картинку с водой» . Вы говорите эти звуки вразбивку (с-с-сь-с-с-сь-сь-с), а ребенок поднимает нужную картинку.
Сначала игра проводится со звуками, затем уже со словами. Вы говорите перечень разных слов вразбивку: дверь, соловей, сельдь, мороз, банан, шапка, вода и так далее. Если в слове есть «песенка насоса – твердый звук С», то ребенок поднимает вверх картинку с насосом. А если в слове есть звук сь – мягкий звук, «песенка водички», то нужно поднять картинку с водой. Если нет ни одного, ни второго звука, то картинки поднимать не надо.

Игра-шутка со звуком С «Путаница»

Детям предлагается отгадать, какие слова перепутались и расставить их по местам.

  • Вот так дочка! Красота! У дочки длинная коза! (не коза, а коса).
  • У Анечки дома миска живет, танцует, играет и песни поет! (Не миска, а мишка. Другой правильный вариант для замены — киска).
  • Ела Катя вкусный зуб. Заболел у Кати суп. (Наоборот, ела суп, а заболел зуб).
  • В комнате стоит сова. А в лесу сидит софа. (Нет. В комнате – софа, а в лесу сова).

Дети обычно смеются, слыша шутку — путаницу. Но исправить ошибку и распутать путаницу может далеко не каждый ребенок. Если у ребенка есть речевые нарушения, то часто приходится делать подсказку – «Какое слово заблудилось? Какое слово подходит по смыслу? Отгадка тоже начинается со звука м. Это игрушка. Догадайся, что это?»)

Игры для автоматизации звука С и Сь в словах

Игра «Хвосты» (автор идеи – С.А.Максаков)

Покажите ребенку полосочку бумаги и скажите, что в ней запрятаны – зашифрованы разные слова. Слова все разные, но начало у них одно. Надо разгадать, какие это слова.

Пример задания – в полоске спрятаны слова, начинающиеся так — «ска». Какие это слова? Скажите малышу: «Я начну, а ты говори дальше: ска-… (мейка), ска… (калка), Ска…(зка), ска… (терть)». Если ребенку трудно разгадывать, нарисуйте маленькую картинку, на которой изобразите часть предмета и попросите разгадать, что это за предмет и что это за слово, начинающееся со «ска».

Еще один пример для этой игры – слова, начинающиеся с «са»: са…(молет), сама, сани, самокат, Саратов, Саша, Саня, самостоятельный, Самарканд, сало, саквояж, самовар, сапог, Савка, сад, садовый, садовод, сажа, сазан, салют, сачок, сабля, сарделька, сардины.

Если Вам трудно подобрать слова на определенный слог, то есть хороший помощник – словарь. Познакомьте ребенка со словарем русского языка, покажите, как находить в нем слова, прочитайте ему о нескольких новых словах, начинающихся с нужного слога.

Игра «Собери в лукошко»

Я обычно провожу игру «Хвосты» и другие варианты игр немного по-другому. Детям дошкольного возраста очень важно видеть наглядно результат своих действий. А в речи обычно такого наглядного результата, который можно увидеть или пощупать, нет. Именно поэтому дети очень любят рисовать, лепить, делать разные поделки, но не очень любят речевые упражнения. Давайте учтем данную особенность маленьких детей. Я придумала особый игровой прием обучения речи и назвала его в своем исследовании «наглядный результат детской речи». Несмотря на столь сложное название приема, он очень простой и интересный, и нравится всем детям, заинтересовывая их в выполнении речевого задания. Суть данного приема в том, чтобы малыш увидел, что его речевое действие приводит к наглядному осязаемому и жизненно важному результату.

Скажите детям, что Старичок-Речевичок растерял все слова из своего лукошка и очень расстроился. Как же ему помочь? Слова растерялись — разбрелись по всему свету (или по всему альбому) и надо их собрать снова в одно лукошко. В лукошке лежали слова со звуком С. Надо их найти среди других слов. Это игровая ситуация, в которой мы будем использовать наглядную оценку речи. Давайте посмотрим, как в ситуации с лукошком можно организовать наглядную оценку речевых действий детей.

Мы рисуем на доске или мольберте силуэт лукошка, которое будем «наполнять» словами. Задача – наполнить лукошко полностью. Наполнять лукошко нужно так. Как только вы с ребенком придумали слово, рисуете в силуэте лукошка это слово (например, это будет овал) и закрашиваете его (раскрашиваете овал). Это как будто мы «положили» слово в «лукошко». Далее каждое слово со звуком С прибавляет в лукошко еще один овал. Игра заканчивается, когда мы полностью «заполнили лукошко словами».

Можно взять настоящее лукошко и заполнять его «словами» — кубиками из строительного набора.

В этой игре можно давать любые задания – в одно лукошко положить слова со звуком С, а в другое – слова со звуком Сь. Или собрать в лукошко только слова, в которых звук С стоит в середине слова. Или только слова,начинающиеся со слога Са.

Дети обычно хорошо помнят, где находится придуманное каждым ребенком слово в лукошке, какого оно цвета, показывают пальчиком: «Это я положил. А это Светино слово». Если Вы играете в паре с ребенком, то он хорошо помнит, где Ваше слово, а где его слова и «кто больше слов положил»:).

Игра «Сумка и сетка»

Эта игра родилась у меня неожиданно на речевых занятиях с дошкольниками. Я знаю, что не всем детям интересно подбирать слова со звуками, а мне хотелось сделать это задание увлекательным для малышей. Но очень не хотелось использовать для мотивации соревнование (кто больше придумает слов?) Почему?

  • Во-первых, потому, что некоторые дети в этом соревновании заведомо находятся в невыгодном положении.
  • Во-вторых, потому что слишком много в нашей жизни конкуренции, и слишком мало при этом сотрудничества.

Поэтому мы стали играть в игру «сумка и сетка» — в игру, которая учит делать задания всем вместе и вместе радоваться общим результатам. И всем детям упражнение по подбору слов со звуками стало нравиться, более того, дети продолжали игру в сумку и сетку даже после занятий.

Как играть?

  • Рисуем прямоугольник с ручками – это наша сумка, в которую мы будем складывать продукты. Рядом рисуем овал с ручками. Это наша сетка.
  • Определяем с детьми, с какого звука начинается слово «сумка». Да, со звука С. Это звук твердый. Поэтому в сумку мы будем класть продукты, в названии которых есть твердый согласный С.
  • А слово «сетка» с какого звука начинается? Да, со звука Сь. Это звук мягкий. Поэтому в сетку мы будем класть только слова, в названии которых есть мягкий звук Сь.
  • Начинаем собираться в путешествие и складывать необходимые вещи в сумку и сетку. Задача – не перепутать, что куда положить. И успеть собраться в дорогу и уложить предметы в сумку и сетку за 5 минут. Ставим таймер.

Варианты игры:

  • Можно дать детям набор картинок, которые надо разложить в сумку, в сетку, при этом есть лишние картинки, которые надо отложить в сторону и не нужно использовать в игре (так как в этих словах нет заданных звуков).
  • Можно поставить задачу по-другому, без картинок – придумать как можно больше наименований со звуками С и СЬ. Каждое придуманное ребенком или группой детей слово рисуем как прямоугольник внутри контура сумки или сетки. И выполняем задачу – наполнить сумку и сетку за заданное время.

Мы с детьми в этой игре придумывали более 50 слов! Я всегда удивляюсь активности детей в этом упражнении, удивляюсь тому, как им хочется «уложить» свое слово в общую сетку или сумку. В конце игры мы радуемся, что вместе смогли так много придумать!!!
Кстати, еще одна идея, которая подойдет для детей от 6 лет и старше. Перед началом игры спросите детей, сколько слов вы вместе сможете положить в сумку и сетку. Запишите предполагаемый результат. Потом сравните. Покажите детям, сколько они планировали слов подобрать и сколько реально нашли. Обычно дети говорят, что смогут подобрать 10, 15, 20 слов. Как же они удивляются, что смогли подобрать всей группой так много слов, в два – три раза больше! «Даже не ожидали! «– так обычно восклицают они. И это очень важно для формирования у малышей уверенности в себе, представления, что они могут очень многое, даже то, что еще пока о себе не знают!

Вот слова для сумки и сетки по теме «Продукты. Еда», которые мы насобирали все вместе:). Признаюсь, что я даже не ожидала, что сумка и сетка у нас будут такими наполненными, даже места не хватило! А дети были довольными и счастливыми от своего успеха!

СЛОВАРЬ ДЛЯ ИГРЫ:

  • В сумке будут: салат, суп, соус, сардельки, сушки, масло, сыр, спагетти, капуста, рассольник, соль, сахар, ананас, абрикос, суфле, слива, рис, чернослив, спаржа, кокос, редис, брусника, смородина, сыроежка, расстегай, сок, сырники, сметана, квас, морс, бефстроганов.
  • В сетке будут сосиски, сироп, семечки, лосось, карась, апельсин, сельдь, подосиновики, лисички, персики, кисель, овсяная каша, сёмга.

Игра «Угадай, что в руке»

Положите в мешочек предмет или игрушку, в названии которой есть звук С (или звук Сь – в зависимости от задания). Дайте мешочек в руки ребенку. Предложите на ощупь догадаться, что лежит в мешочке. Ребенку нужно не только отгадать, но и правильно произнести звук в названии этого предмета.

Игры для автоматизации звука С во фразах

Игра «Иди сюда»

Это игра для группы детей, но в нее можно играть и в паре. Тогда нужно показать вместе с ребенком инсценировку, как зверюшки играют в такую игру.

Вариант 1. Игра в группе. Ведущий в игре встает в стороне от группы детей. Он зовет кого-то из детей к себе, называя по имени. При этом он должен придумать слово со звуком С. Например, ведущий — Вася. Вася зовет: «Лена, иди сюда! Я нашел свисток!» (то есть ребенок придумал, что он нашел – предмет, в названии которого есть звук С). Лена подбегает к Васе и придумывает, что она нашла и кого позовет. Лена зовет: «Катя! Иди сюда! Я нашла киску!». Катя подбегает и придумывает, что она нашла. Повторять слова нельзя. Катя говорит: «Денис! Иди сюда! Я нашла сказку!» и так далее. В игре надо следить за правильным произношением звука. Если звук произнесен неправильно, то нужно еще «что-то найти», то есть придумать еще одно слово со звуком С и правильно его произнести.

Вариант 2. Инсценировка. Если Вы будете проводить такую игру с игрушками на индивидуальном занятии, то расскажите ребенку, как однажды игрушки играли в игру «Иди сюда». Предложите поиграть так же. Подбираете для игры игрушки со звуком с: киска, лиса, собака, лось, матрос, кукла Саша и другие. Далее инсценируете игру с игрушками. За первого водящего говорите Вы, а далее играет ребенок, выполняя все роли по очереди. Например, лиса говорит: «Киска! Иди сюда! Я нашла сосиску». Подбегает киска и зовет следующую игрушку: «Матрос! Иди сюда. Я нашла колесо».

Игра «Магазин»

Вам понадобятся игрушки или картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук С (см. список слов со звуками С и Сь в начале статьи). Чтобы «купить» игрушку или картинку в нашем магазине, нужно правильно ее назвать, «выговорив» все звуки и сказать, где находится звук С в данном слове – в начале слова, в его середине или в конце слова. При произнесении названия предмета звук С чуть-чуть выделяется, произносится утрированно, например, «сссслон – звук С твердый, стоит в начале слова», «миссссска – звук С твердый, стоит в середине слова», «лосььььь – звук С мягкий, находится в конце слова».

Примерный диалог в игре дан ниже (диалог, разумеется, можно изменять, насытив другими словами со звуком С). Обратите внимание на правильное произношение звука С детьми во всех репликах диалога продавца и покупателя.

Примечание: Данный диалог можно вводить тогда, когда ребенок уже достаточно хорошо произносит звук с. Иначе тройная задача «произнести правильно звук + вести диалог+ определять, где находится звук в слове» будет слишком сложной для детей.

— Здравствуйте!

— Здравствуйте! Проходите, пожалуйста. Что Вы хотите приобрести?

— Дайте, мне, пожалуйста, слона. Сколько он стоит?

— У нас в магазине есть секрет. Отгадаете секрет — сможете получить слона в подарок. Скажите, где в слове слон спрятан звук С?

— В слове «сссслон» звук С твердый, стоит в начале слова.

— Правильно! Вот Ваш слон! До свидания! Будем Вас рады видеть еще!

— До свидания!

Чистоговорки для автоматизации звуков С и Сь

Чистоговорки часто кажутся не специалисту смешными и ненужными или даже бесполезными. И действительно, на первый взгляд, зачем ребенку в пять – шесть лет повторять такие простые слова и фразы, которые понятны даже двухлетке? На самом же деле, чистоговорки очень нужны. Спортсмен перед прыжком делает разбег, чтобы достичь лучшего результата. Так и чистоговорка – это своеобразный «разбег» для ребенка, который помогает ему перейти от правильного произношения звука в слоге к правильному произношению звука во фразе. Это тренировка артикуляционных органов, в которой ребенку легко проследить за своим правильным произношением. Кроме того, чистоговорки-рифмовки можно вполне сочинять вместе с ребенком и составлять свои собственные варианты. Ниже Вы найдете и видео с чистоговорками – песенками для автоматизации правильного произношения звуков С и СЬ.

Чистоговорки с твердым звуком С для автоматизации звука С:

Чистоговорки с мягким звуком Сь:

Чистоговорки-песенки (видео) для автоматизации свистящего звука С.

Оса — автоматизация твердого согласного С

Лиса — автоматизация твердого согласного С

Юмористические чистоговорки «Исправь ошибку»

Существует особый вид чистоговоркок – чистоговорки- шутки с преднамеренной ошибкой. Вот наши авторские чистоговорки с ошибками. Придумывайте подобные чистоговорки сами – это просто и весело! Дети тоже могут участвовать в придумывании чистоговорок – шуток для их сверстников и малышей. Обязательно записывайте сочинения детей. Этим Вы не только сохраняете незабываемые мгновения детства на будущее ребенка, но и показываете ему, как важно и значимо его речевое творчество.

  • Са-са-са-са, надо мной летит лиса. (Не лиса, а оса!)
  • Сы-сы-сы-сы, у синички есть усы. (Нет, у синички усов нет. А у кого они есть? Какое слово заблудилось? У котенка есть усы, у бельчонка есть усы, у тигренка есть усы – придумайте разные правильные варианты чистоговорки)
  • Су-су-су-су, я котеночка пасу. (Нет, котеночка не пасут. Нужно сказать по-другому: я козленочка пасу, или я ягненочка пасу).
  • Со-со-со-со, загрустило колесо (Нет, колесо не живое, нужно сказать по-другому: «со-со-со-со, покатилось колесо, отвалилось колесо, завертелось колесо, закружилось колесо, заскрипело колесо» – придумайте разные варианты).

Кроме чистоговорок, есть еще очень интересные речевые упражнения под названием «Отвечалки- повторялки».

Отвечалки – повторялки со звуком С

Приведу пример отвечалок, придуманных известным логопедом Т. А. Ткаченко. Много разных отвечалок- повторялок Вы найдете в ее книгах из серии «Правильно произносим звуки». Во время отвечалок – повторялок нужно приучать ребенка следить за тем, чтобы правильно произносить звуки. Можно сразу же давать ответ к вопросу в отвечалке — повторялке, а лучше всего дать задание догадаться, как нужно ответить на вопрос. Правило – в слове ответа должен быть звук с и это слово должно рифмоваться.

  • Заглянуло что в оконце? Солнце, солнце, солнце, солнце.
  • Что мы будем пить сейчас? Квас, квас, квас, квас.
  • Кого мы видели в лесу? Лису, лису, лису, лису.
  • Что есть девичья краса? Коса, коса, коса, коса.
  • Где я яблоки найду? В саду, в саду, в саду, в саду.
  • Что зимой в руках у Саньки? Санки, санки, санки, санки.
  • Что в обед нам всем нальют? Суп, суп, суп, суп.

Скороговорки и фразы со звуком С

Стихи со звуком С

В стихах нужно следить за правильным произношением ребенком освоенного им звука С или СЬ. Если малыш ошибается, то попросить его поправить себя, напомнить, что его язычок уже научился говорить звук С. Также обратите внимание на интонационную выразительность речи ребенка. С какой интонацией лучше произнести фразу? Попробуйте одну и ту же фразу повторить удивленно,радостно, печально, восхищенно, испуганно.

Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А вернемся к маме (А. Барто).

Сидел воробей на сосне.
Заснул – и свалился во сне.
Если бы он не свалился во сне –
До сих пор бы сидел на сосне.

Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Мимо столярной идешь мастерской-
Стружкою пахнет
И свежей доской. (Дж. Родари)


Сорока однажды на груше сидела,
Сорока однажды на груше сидела,
Решала сорочьи дела.
И спрыгнула раз – и обратно взлетела,
И спрыгнула два – и обратно взлетела,
И спрыгнула три – и обратно взлетела,
Но всё же решить не смогла
Сорока сорочьи дела. (Е. Бергер)

Кискино горе.
Плачет киска в коридоре.
У нее
Большое горе.
Злые люди
Бедной киске
Не дают
Украсть
Сосиски. (Б. Заходер).

Две синицы прилетели на сосну,
Две синицы засвистели про весну.
— Сколько света! Сколько света!
Стала синей высота!
Скоро лето! Скоро лето!
Красота! Красота! (В. Суслов)

Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку! (А. Барто)

Снег растаял! Снег растаял!
Эта новость не простая!
Это значит – наступает
Настоящая весна!

Травка зеленеет,
Солнышко блестит.
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей.
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей.
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой.
Что из стран далёких
Принесла с собой.

Сосулька испугалась высоты.
Сосулька от испуга стала плакать.
И потому опять настала слякоть.

Сонный день, сонный день.
Сонным ветрам дунуть лень.
Сонным курам клюнуть лень.
Сонный день, сонный день…

Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись!
Наша Симочка идет –
Через киску упадет!

Спит в углу моя слониха,
Двое маленьких слонят
Спать давным – давно хотят.

Совята.
Взгляни на маленьких совят,
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят, они едят,
Когда едят, они не спят.

Колыбельная.
Спят луга, спят леса,
Пала свежая роса.
В небе звездочки горят,
В речке струйки говорят.
К нам в окно луна глядит,
Малым детям спать велит.

В лесу темно.
Все спят давно.
Одна сова не спит.
На суку сидит.

Слоны умны,
Слоны смирны,
Слоны спокойны
И сильны.

Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам –
Песни севера петь
По лесам и степям.

Такой мороз!
Такой мороз!
Берет за нос,
Дерет до слёз.
Такой мороз трескучий!
Пристал, пристал, прискучил.
Такой мороз, такой мороз!
Укроешь нос,
К бровям прирос.
Такой мороз здоровый!
Идёт, хрустит дорогой.

Сосны.
Сосны до неба хотят дорасти,
Небо ветвями хотят подмести,
Чтобы в течение года
Ясной стояла погода. (И. Токмакова)

Как-то четверо ребят
С горки покатилось.
Двое в саночках сидят.
Сколько в снег свалилось? (Н. Кончаловская).

Пословицы и поговорки со звуком С

Почему так говорят?

  • Не в свои сани не садись.
  • Сколько волка ни корми, он всё в лес смотрит.
  • Береги нос в сильный мороз.

Видео для речевых занятий с детьми по автоматизации свистящих звуков С и СЬ. Песенки.

Варит сам самовар.

Соня очень любит спать. Стали Соню соней звать.

Соня — сонюшка

Поросёнок.

Стихи-диалоги со звуком С

Прочитайте стихотворение по ролям.

Спят ли волки?
Спят. Спят.
Спят ли пчелки?
Спят. Спят.
Спят ли птички?
Спят. Спят.
А лисички?
Спят. Спят.
Все на свете
Спят. Спят.
Только я и паровоз –
Мы не спим,
Мы не спим,
И летит до самых звёзд
К небу дым,
К небу дым.

Игра-диалог для автоматизации звука С и Сь во фразах по стихотворению «Все ли сыты»

В основе этой придуманной мной игры для речевых занятий с детьми – стихотворение И.Г. Сухина.

Играем так. Раскладываем перед ребенком картинки с изображением девочек (можно найти много картинок в Интернете и распечатать их для этой игры). Под каждой картинкой должна быть надпись (напечатано имя девочки).

Как играть?

  • Знакомимся с карточками. Ребенка просят прочитать или отгадать имена девочек. В каждом имени есть звук С. Проверяем, запомнил ли ребенок все имена (в одной игре участвуют 3-5 карточек).
  • Далее загадываем одну из девочек. Для этого под одну из картинок мы кладем пиктограмму – схематичное изображение недовольной рожицы. Эта девочка в игре будет голодна, «не сыта». Ее нужно будет отгадать в игре. Положить пиктограмму под изображение девочки нужно так, чтобы ребенок не видел Ваших действий.
  • Просим малыша угадать, кого забыли накормить, кто не сыт? Проговариваем текст. Например, ребенок спрашивает: «Сыта ли Света?» Вы отвечаете «Света сыта», если эта картинка не загадана. Или отвечаете «Света не сыта! Она голодна!» Тогда ребенок угадал, поздравьте его, и в следующей игре поменяетесь ролями – ребенок Вам загадывает девочку, а Вы его спрашиваете и должны угадать имя загаданной девочки.

Игра очень интересная! Дети обожают угадывать! Иногда им нужно подсказывать имена, если они еще не умеют читать.

Полезные советы по проведению речевой игры «Все ли сыты?»

  • Также можно поиграть и с именами мальчиков. Список имен для игры Вы найдете ниже.
  • В игре нужно обратить внимание не только на правильное произношение звуков С и Сь, но и на правильную интонацию – вопросительную и повествовательную в вопросе и в ответе.
  • Можно как вариант игры дать задание ребенку выбрать угощение и «накормить» девочку, найдя картинку с изображением еды, в названии которой есть звук С.
  • Для одной игры берите 4-5 картинок с именами девочек, не более. Затем в последующих играх меняйте картинки на новые, с новыми именами. Тогда ребенку не надоедает игра. Кроме того, он знакомится с новыми именами. И мы продолжаем упражнять его в правильном произнесении звука С.

Примерный диалог в игре

Сыта Нюся?
Сыта Нюся.
Сыта Настя?
Сыта Настя.
Сыта Софья?
Сыта Софья.
Сыта Анфиса?
Сыта Анфиса.
Сыта Тося?
Нет. Тося не сыта!
(И.Г. Сухин)
Имена для игры:

  • Имена девочек: Нюся, Настя, Софья, Соня, Оксана, Анфиса, Света, Тося, Таисия, Ася, Дуся, Ксения, Сима, Муся.
  • Имена мальчиков: Саша, Савва, Сева, Вася, Осип, Сеня, Степа, Стасик, Максим, Афанасий.

Подвижная игра «Солнечные зайчики»

Дайте одному ребенку зеркальце. Он говорит текст:

«Солнечные зайчики
Играют на стене.
Помани их пальчиком –
Пусть бегут к тебе!»

Ведущий, говоря текст, должен правильно произнести в нем звук С. Иначе зеркальце переходит к другому ребенку. Если ребенок ошибся, попросите его поправить себя.

Подвижная игра «Два Мороза». Автоматизация звука С в речи

Разделите площадку для игры на две половины. На одной половине площадки будут гулять дети, на другой – жить два Мороза. На стороне, где живут дети, начертите дом, куда ребята будут убегать от Морозов.

Морозы говорят:

«Я Мороз Красный нос!

Я Мороз Синий нос!»

И вместе: «Заморозим вас!».

Дети отвечают Морозам:

«Не боимся мы угроз!

И на страшен нам Мороз!»

После этих слов ребята бегут на свою сторону в дом, а морозы их ловят и пойманных детей уводят на свою половину. Пойманные дети становятся помощниками Морозов и в следующей игре тоже ловят детей.

Загадки со звуком С

Заучивая с детьми загадки, нужно всегда это делать ради решения какой-то интересной жизненной задачи. Например, выучить загадки для того, чтобы загадать их бабушке или папе или загадать на детском утреннике или Дне рождения. Необходимо следить за правильным произношением звуков С и СЬ ребенком в тексте загадки. Ниже Вы найдете перечень загадок, в которых часто встречается звук С:

Уснули телята,
Уснули цыплята,
Не слышно веселых скворчат из гнезда.
Один только мальчик –
По имени Ванька,
По имени Ванька
Не спит никогда! (Отгадка – Ванька – Встанька)

Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Отгадка – лед).

Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья).

Кто на себе свой дом носит? (Улитка).

Сперва блеск, за блеском треск, за треском плеск. (Гроза).

В воде искупался, а сух остался. (Гусь).

Пословицы и поговорки со звуком С.

Попросите ребенка ответить на вопрос: «Почему так говорят?»

  • Береги нос в большой мороз.
  • Мороз не велик, да стоять не велит.
  • Весна красна цветам, а лето- снопами.

Рассказы для упражнения детей в правильном произношении звука С и СЬ

Рассказ «Лесенка» (авторы — В.И. Рождественская, Е.И. Радина. Из книги:Воспитание правильной речи у детей) для автоматизации произношения звука С

Прочитайте рассказ ребенку. Вместе вспомните те слова из рассказа, в которых есть звук С и звук СЬ. Зачитайте предложения с теми словами, которые ребенок не заметил, и попросите найти слова со звуком С в данном предложении. Инсценируйте рассказ с помощью игрушек. При инсценировании нужно следить за правильным произношением звука С ребенком, просить его исправить свою ошибку.

«Стоит на дворе лесенка. На ней пять ступенек. На первую ступеньку вскочил петух и громко запел: «Ку-ка-ре-ку!».
На вторую ступеньку прыгнула кошка и замяукала: «Мяу-мяу-мяу».
На третью ступеньку прыгнул пёс. Сидит, на кошку рычит.
На четвертую ступеньку сел Боря. Сидит, ножками болтает.
А на пятую ступеньку села Сима. Песенку запела:
«Мы сидим на лесенке,
И поем мы песенки».
Вдруг подул ветер. Часто, часто застучал дождь.
Петух прыгнул под крыльцо. И пёс туда же забрался.
Кошка ловко прыгнула в окошко.
А Боря и Сима сидят, с лесенки не уходят. Плачут.
Пришла мама. Детей с лесенки сняла и увела их домой».

Рассказ для автоматизации правильного произношения звука С во фразовой речи «Сонин уголок». Автор – М.Ф. Фомичева. Из книги «Воспитание у детей правильного произношения»

«У Сони свой уголок. Там стоят Сонин стол, стул. Стол стоит у окна. Окно выходит в сад. На окне стоят кактусы. На маленькой скамейке у стола Сонины куклы: Оксана и Алиса. Над скамейкой полка. На полке стоят Сонины книги. Соня любит свой уголок»

После чтения рассказа задайте вопросы по его содержанию. Попросите ребенка еще раз прослушать рассказ и запомнить его (можно выложить на мольберте или коврографе из картинок комнату Сони). Далее скажите ребенку: «Представь, что ты художник и рисуешь Сонину комнату. Как бы ты ее нарисовал?»

Ребенок отвечает примерно так: «Я бы нарисовал стол и стул. Стол я бы нарисовал у окна. На столе была бы голубая скатерть. А на окне я бы нарисовал бы кактусы. Кактусы были бы зеленые и с большими колючками, на одном кактусе я бы нарисовал большой цветок – он он расцвел, — и так далее».

В этом упражнении – словесном рисовании – не только автоматизируется звук С во фразовой речи, но ребенок учится употреблять в речи сослагательное наклонение глаголов (нарисовал бы). Словесное рисование всегда интересно детям, так как дает возможность для творчества и широкий простор для воображения.

Рассказ «В саду» для автоматизации правильного произношения звука С. Автор – М. Ф. Фомичева. Из книги «Воспитание у детей правильного произношения».

С этим рассказом можно провести речевую работу, аналогичную описанной выше.

Текст рассказа:

«Соня и Саня в саду. У Сони совок. Она высыпает в миску сухой песок. У Сани самокат. Самокат стоит у скамейки. Саня на скамейке смотрит книгу. У Сони и Сани собака Бокс. Бокс в своей будке. У будки стоит миска. В миске суп для Бокса. В саду – клумба. Соня и Саня сами посадили на клумбе маки. Высоко над садом летел самолет. Соня и Саня увидели самолет».

Рассказ «Семья» (слова с мягким согласным СЬ). Автор – М. Ф. Фомичева.

«Сегодня дома вся семья. Все отдыхают в саду. Сима и Сеня сидят в беседке. Сима собирает синие бусинки. Сеня делает свисток. Мама беседует с Люсей. Папа и Вася гонят из сарая гусей».

До новых встреч на сайте «Родная тропинка». Если эта статья Вам помогла и показалась интересной, буду благодарна за комментарий. Поделитесь ссылкой на статью со своими друзьями, которым интересна тема развития речи детей. Всегда рады Вас видеть в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы», в которой Вы найдете много дополнительного материала по развитию речи детей.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия и автоматизацию звуков в словах


Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9» г. Бендеры
Описание материала: Дидактические игры на развитие фонематического восприятия и автоматизацию звуков в словах разработаны для детей с нарушением звукопроизношения. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, родителям в работе с дошкольниками.
Цель: развитие фонематического восприятия, автоматизация звуков в словах.
Задачи:
Развивать фонематическое восприятие, зрительное внимание, логическое мышление.
Автоматизировать поставленные звуки в словах.

Основной целью логопедической работы является коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация звуков). Автоматизация звука - это закрепление правильного произношения звука в речи.
Для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе большое значение имеет работа по развитию фонематического восприятия. Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Развитие фонематического восприятия и автоматизация звуков проводятся в игровой форме, используя наглядный материал.
Предлагаемые дидактические игры изготавливаются из цветного картона, предметных картинок и ламинируются скотчем. На контурные изображения предметов наклеиваются предметные картинки, в названии которых есть автоматизируемый звук. Для развития фонематического восприятия ребенку предлагаются несколько картинок с другими звуками.
Каждая дидактическая игра помещается в файл А4, контурные изображения предметов – в файл А5. Файлы надеваются на стальные стержни папки-регистратора (папка-сегрегатор). Папка с играми занимает мало места на полке, компактна и удобна в использовании.

«Красивые рыбки в море»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа, автоматизация звука [р] в словах.
Оборудование: картинка с изображением моря, контурное изображение рыб с картинками, в названии которых есть звук [р]: рак, ракета, роза, помидор, самовар, кефир, смородина, барабан, пирамидка, морковь.
Ход игры:

Это, что за чудеса,
Лёгких нет у малыша,
Вместо ручек плавники,
В серебристой чешуе.
Он в воде живёт всю жизнь,
Дышит жабрами, молчит. (Леонов В.А).
(Рыба)
- Выбери рыб с изображением предметов, в названии которых есть звук [р].
- Назови картинки по слогам, определяя количество слогов хлопками.
- Я загадаю слово, прохлопаю его по слогам, а ты отгадай это слово.

«Заполни аквариум рыбками»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, грамматического строя речи, автоматизация звуков [р], [р‘] в словах.
Оборудование: картинка с изображением аквариума, контурные изображения рыб с картинками, в названии которых есть звуки [р]: радуга, рама, шар, комар, самовар, парта, корова, помидоры, [р‘]: репа, редиска, рябина, букварь, фонарик, огурец, грибы, сухари.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Рыбки в аквариуме
В аквариуме – рыбки,
У них есть свой мирок:
Там камни и улитки,
И пузырьков поток.
(Аквариум)
- Выбери рыб с изображением предметов, в названии которых есть звук [р] ([р‘]).
- Правильно назови картинку и опусти рыбку в аквариум.
- Назови те картинки, про которые можно сказать мой, моя, мои.

«Помоги зайцу собрать морковку»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, памяти, автоматизация звуков [з], [р] в словах.
Оборудование: картинка с изображением зайца и грядок, контурные изображения морковок с картинками, в названии которых есть звуки [з]: звезда, забор, кукуруза, грузовик, гнездо, коза, [р]: рак, мухомор, барабан, груша, забор, кукуруза, грузовик, ворона.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Корешок в земле сидит,
Хохолок над ним торчит,
Коль подцепишь ловко,
Вытащишь … (Леонов В.А.)
(Морковку)
- Помоги зайцу собрать морковку с картинками, в названии которых есть звук [з] ([р]).
- Правильно назови картинку и отдай зайцу.
- Запомни картинки на морковках у зайца. Назови эти картинки по памяти.

«Подари воздушные шары»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, автоматизация звуков [ш], [р] в словах.
Оборудование: контурные изображения шаров с картинками, в названии которых есть звуки [ш]: шарф, шкаф, шуба, малыш, ландыш, картошка, пушка, чашка, ромашка, лягушка, лошадка, [р]: радуга, ручка, топор, сыр, корова, ворота, сорока, баран, арбуз, куртка, вертолет.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет – любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака.
(Воздушный шар)
- Выбери шары с картинками, в названии которых есть звук [ш] ([р]).
- Назови картинки, выделяя звук, и подари шары другу.
- Назови слова, обозначающие живые предметы, а затем - неживые предметы.

«Собери пирамидку»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, автоматизация звука [р] в словах.
Оборудование: картинка с изображением игрушек, контурные изображения колец пирамидки с картинками, в названии которых есть звук [р]: рыба, карандаш, морковь, ведро, мухомор, помидор.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Деревянный Человечек
Носит платье из колечек.
Любят взрослые и дети
Надевать колечки эти.
(Пирамидка)
- Собери пирамидку из колец с изображением предметов, в названии которых есть звук [р].
- Я назову большой предмет, а ты назови маленький. Образец: ведро – ведерко.

«Собери клубнику»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, грамматического строя речи, автоматизация звука [л] в словах.
Оборудование: картинка с изображением кустиков клубники, контурные изображения клубники с картинками, в названии которых есть звук [л]: лошадь, лопата, дятел, стул, акула, молоко, белка.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Сидят цветочки на кусточке,
А ягоды под листочками,
Усы зелёные растут,
У ягод красных сладкий вкус! (Леонов В.А.)
(Клубника)
- Сорви клубнику с изображением предметов, в названии которых есть звук [л].
- Правильно назови картинки и собери в корзинку.
- Котенок приготовит варенье из клубники какое? (Клубничное)
Сок из клубники какой? (Клубничный)
Пирог из клубники какой? (Клубничный)
Повидло из клубники какое? (Клубничное)
Конфеты из клубники какие? (Клубничные)

«Посади елочки»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, грамматического строя речи, автоматизация звука [л] в словах,.
Оборудование: зеленый картон, контурные изображения елок с картинками, в названии которых есть звук [л]: лампа, ложка, ласточка, дятел, пенал, белка, булавка, клубок, метла.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Угадать её не сложно.
Только будьте осторожны! -
Вся она в иголках!
Но не ёжик - ... !
(Ёлка)
- Выбери елки с изображением предметов, в названии которых есть звук [л].
- Правильно назови картинки и посади елочки.
- Посчитай по образцу: одна лампа, две лампы,…
- Посчитай в обратном порядке: пять пеналов, четыре пенала,…

«Помоги спрятать рыбок»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа, автоматизация звука [л] в словах.
Оборудование: голубой картон, контурное изображение акулы, рыб с картинками, в названии которых есть звук [л]: лук, лось, луна, стол, стул, пила, мыло, кукла, пила, волк.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
В море, не касаясь дна,
Рыба плавает одна.
Остальным всем страх внушая,
Злая, сильная, большая!
(Акула)
- Спрячь от акулы рыб с изображением предметов, в названии которых есть звук [л].
- По выложенной звуковой схеме цветными фишками, подбери слово, которое подходит.

«Помоги дельфину найти друзей»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа, автоматизация звука [л‘] в словах.
Оборудование: голубой картон, контурное изображение дельфина, рыб с картинками, в названии которых есть звук [л‘]: лист, лебедь, лев, лиса, соль, медаль, сосулька, пальма, коляска.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
С плавниками, но не рыбка.
Считать его рыбкой –
Большая ошибка.
(Дельфин)
- Найди для дельфина друзей-рыбок с изображением предметов, в названии которых есть звук [л‘].
- Назови картинки, выделяя звук [л‘].
- Найди слова, в которых звук [л‘] находится в начале (в середине, в конце).

«Веселый лягушонок»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, автоматизация звука [л‘] в словах.
Оборудование: картинка с изображением пруда, контурные изображения листьев водяной лилии с картинками, в названии которых есть звук [л‘]: лист, лиса, лебедь, павлин, тюлень, клевер, цыпленок, тюльпан; плоскостное изображение или игрушка лягушки.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Ноги - ласты зелены.
Пруд - её "избушка".
Пища - злые комары...
Это же... !
(Лягушка)
- Выбери листья с изображением предметов, в названии которых есть звук [л‘].
- Лягушонок прыгает по листьям. Назови картинки, выделяя звук [л‘].
- Назови предметы, которым можно подобрать слова-действия:
плавает…(лебедь, тюлень)
зеленеет…(лист)
бежит…(лиса)
цветет…(тюльпан, клевер)
пищит…(цыпленок)

«Корабли в море»


Вариант 1.
Цель игры: развитие фонематического восприятия, памяти, автоматизация звуков [л], [л‘], [р], [р‘] в словах.
Оборудование: голубой картон с наклеенными волнообразными полосками для вкладывания кораблей, контурные изображения кораблей с картинками, в названии которых есть звуки [л]: луна, лампа, стол, пенал, пила, акула, игла, яблоко, [л‘]: лиса, лист, лягушка, лев, ель, соль, цыплята, коляска, [р]: рак, ракета, карандаш, корова, ворона, морковь, огурцы, шар, забор, мухомор, [р‘]: репа, ремень, рябина, букварь, курица, перец.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
По морям и океанам,
По делам плывут они,
Побывали в многих странах,
Это чудо …
(Корабли)
- Выбери корабли с картинками, в названии которых есть звук [л] ([л‘], [р], [р‘]).
- Корабли плывут в море. Назови картинку, выделяя звук.
- Я уберу корабль, а ты посмотри и скажи, чего не стало.

Вариант 2.
Цель игры: дифференциация звуков [л] - [р], [л‘] - [р‘] в словах, развитие фонематического восприятия.
Оборудование: картинка с изображением моря, контурные изображения кораблей с картинками, в названии которых есть дифференцируемые звуки.
Ход игры: педагог предлагает ребенку правильно назвать картинки, изображенные на кораблях. На верхнюю и нижнюю полоску поместить корабли с дифференцируемыми звуками.

«Разноцветные бабочки на поляне»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, памяти, автоматизация звука [ч] в словах.
Оборудование: картинка с изображением полянки, контурные изображения бабочек с картинками, в названии которых есть звук [ч]: чашка, чайка, чайник, мяч, сачок, тумбочка, кисточка, ручка, ласточка.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Целый день она порхает,
И цветочки опыляет,
В модном платье пёстром,
Как она зовётся? (Леонов В.А.)
(Бабочка)
- Выбери бабочек с изображением предметов, в названии которых есть звук [ч].
- Прослушай 3 слова и повтори их без ошибки: чайник, мяч, сачок; чайка, ручка, ласточка и т.д.

«Помоги солнцу выйти из-за туч»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, автоматизация звука [ч] в словах, образование слов во множественном числе.
Оборудование: картинка с изображением солнца, контурные изображения туч с картинками, в названии которых есть звук [ч]: черепаха, чашка, мяч, удочка, тачка, бабочка.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Летит, хоть и бескрыла,
Солнышко закрыла,
Как его не видно стало,
Она слезами зарыдала.
(Туча) .
- Помоги солнцу выйти из-за туч. Выбери тучки с изображением предметов, в названии которых есть звук [ч].
- Отчетливо произноси звук [ч] в словах и убирай тучку.
- Измени названия картинок по образцу: чашка – чашки.

«Посади цветы для Дюймовочки»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа, автоматизация звуков [ц], [ч] в словах.
Оборудование: зеленый картон, контурные изображения цветов с картинками, в названии которых есть звуки [ц]: цепь, цыпленок, цапля, перец, огурец, синица, солнце, яйцо, [ч]: чеснок, часы, туча, булочка, сверчок, ласточка, черепаха, мяч; плоскостное изображение Дюймовочки.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Они пахучи и милы,
Из них плетут венки,
На праздники дарят,
Как их называют? (Леонов В.А.)
(Цветы)
- Помоги Дюймовочке посадить цветы. Выбери цветы с изображением предметов, в названии которых есть звук [ц] ([ч]).
- Правильно назови картинку и посади цветок.
- Прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове.

«Тучка с дождиком»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа, автоматизация звуков [л‘], [ч] в словах.
Оборудование: картинка с изображением тучи, контурные изображения дождевых капель с картинками, в названии которых есть звуки [л‘]: лимон, лиса, лев, малина, альбом, пальто, клевер, клетка, плита, ель, шаль, [ч]: чашка, черепаха, качели, удочка, почка, бабочка, мяч, печь.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Жила она в туче,
А туча - плакуча.
Когда заревёт,
Она вниз упадёт.
(Капля воды)
- Небо закрыли тучи, и стал капать дождь. Выбери капли с изображением предметов, в названии которых есть звук [л‘] ([ч]) и четко произноси слова.
- Где находится звук [л‘] в названиях картинок: в начале, в середине или в конце?

«Соня и Шура на прогулке»

Развитие познавательных процессов
(памяти, внимания, мышления)
на логопедических занятиях
по автоматизации звуков
у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Картотека дидактических игр
(на примере автоматизации звуков

[Р], [Ш], [Л])

учитель-логопед

Вокина Анна Александровна

педагог-психолог

Теребилина Ольга Васильевна

Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются при непосредственном участии речи. Для детей с ОНР характерными являются:

неустойчивость внимания, снижение его объема, ограниченные возможности его распределения;

снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания;

отставание в развитии словесно-логического мышления.

Включение в логопедические занятия заданий по коррекции и развитию познавательных процессов позволяет повысить уровень развития памяти, внимания, мышления детей с ОНР и тем самым увеличить эффективность логопедической работы.

Игры на развитие памяти:

  1. «Шапка-невидимка»

Цели:

  • развитие зрительной памяти;

Оборудование: небольшие предметы, фигурки из киндер-сюрпризов, в названии которых есть звук [Ш], (мышка, кошка, карандаш, машинка, шишка и др.).

Ход игры: в течение 3 секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их, правильно произнося звук [Ш].

  1. «Кто живет в зоопарке»

Цели:

  • развитие зрительной памяти;

Оборудование: 4–5 картинок с изображением животных или небольшие фигурки животных (корова, воробей, грач, сорока, тигр, зебра, бобер, барсук, носорог, крот, кенгуру и др.).

Ход игры: логопед предлагает ребенку посмотреть на картинки (фигурки), запомнить, какие животные живут в зоопарке, и перечислить их по памяти.

  1. «Фотограф»

Цели:

  • развитие зрительной памяти;
  • автоматизация звука [Р] в словах и предложениях.

Ход игры: ребенок играет роль фотографа. Он внимательно рассматривает того, кого будет фотографировать (или картинку с изображением ребенка или любой предмет), потом отворачивается и дает его словесный портрет, отвечая на вопросы логопеда:

– Какая рубашка у Юры? (У Юры красная рубашка.)

– Какие шорты у Юры? (У Юры черные шорты.)

– Что Юра держит в правой руке? (Юра держит в правой руке карандаш.)

– Что у него в другой руке? (В другой руке у него красный шар.)

  1. «Магазин»

Цели:

  • развитие слуховой памяти;
  • автоматизация звука [Л] в предложениях.

Оборудование: натуральные предметы, муляжи овощей и фруктов или предметные картинки, в названии которых есть звук [Л] (яблоки, свекла, лук, халва, халат, заколка, лупа, булавка, лодка, кукла, белка, палка, скакалка, мел, иголка, бутылка и т. д.)

Ход игры: логопед может послать ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 2–3 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5–7. После того как ребенок вернется из «магазина» и принесет покупки, он рассказывает логопеду, что он купил, правильно произнося звук [Л]. Например: «Я купил в магазине яблоки, клубнику и лук», или: «Я купила две свеклы и одно яблоко», или: «Я купила две заколки, одну булавку и пять вилок», или: «Я купила голубое платье и белые колготки».

  1. «Мемори»

Цели:

  • развитие и тренировка кратковременной зрительной памяти;

Оборудование: набор карточек (5 пар) с изображениями, содержащими в названии звук [Л], например: лампа, лупа, ложка, лыжи, ласточка.

Ход игры:

карточки тщательно перемешиваются между собой и раскладываются в случайном порядке «рубашкой» вверх в любом порядке, главное, чтобы карточки не перекрывали друг друга. Ребенок и логопед могут открыть и назвать любые две карточки за один ход. Если при открытии образовалась «парочка», то игрок забирает обе карточки себе и делает следующий ход. Если картинки на перевернутых карточках разные, то игрок кладет открытые карточки на их прежнее место лицевой стороной вверх так, чтобы все участники игры могли на них посмотреть и запомнить их расположение, после чего открытые карточки переворачивают обратно «рубашкой» вверх и ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набирает больше всех парных карточек за игру.

  1. «Запомни слова»

Цели:

  • развитие слуховой памяти;
  • автоматизация звука [Ш] в словах.

Оборудование: карточка со словами для запоминания; карточка с картинками, предъявляемыми ребенку на слух (шапка, ромашка, мышка, крыша, мишка) и «лишними» картинками.

Ход игры: логопед медленно называет слова, предназначенные для запоминания. Ряд слов предъявляется дважды. Затем логопед дает ребенку карточку с картинками. Ребенок обводит и называет картинки, названия которых нужно было запомнить.

Игры на развитие мышления

  1. «Догадайся, каким будет четвертое слово» (смысловые ряды)

Цели:

  • развитие мышления;

Ход игры: логопед предлагает ребенку послушать смысловые ряды и досказать слово, которое подходит по смыслу. Логопед следит за правильностью произнесения звука [Р] в этих словах:

белка – дупло, лиса –… (нора);

белка – орехи, корова – … (трава);

сачок – бабочка, удочка – … (рыба);

котенок – кошка, теленок – … (корова);

поезд – рельсы, автобус – … (дорога);

человек – дом, крот – … (нора);

молоток – гвозди, топор – … (дрова);

человек – ребенок, дрозд – … (дрозденок);

барабан – барабанщик, труба – … (трубач);

пальто – пуговица, ботинок –… (шнурок);

солонка – соль, сахарница – … (сахар);

лиса – нора, медведь – … (берлога);

гвозди – молоток, гайка – … (отвертка);

краски – художник, лекарства – … (врач);

крановщик – кран, тракторист – … (трактор);

шкаф – одежда, холодильник – … (продукты);

картина – художник, суп – … (повар);

жираф – юг, морж – … (север).

  1. «Назови одним словом»

Цели:

  • развитие мышления (формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию);
  • автоматизация звука [Р] в словах.

Ход игры: Дети должны послушать ряды слов и назвать каждую группу одним словом, правильно произнося звук [Р].

Окунь, лещ, щука – это… (рыбы).

Москва, Псков, Новгород – это… (города).

Россия, Англия, Франция – это… (страны).

Лимон, виноград, груша – это… (фрукты).

Трамвай, автобус, вертолет – это… (транспорт).

Прятки, жмурки, догонялки – это… (игры).

Кукла, пирамидка, мяч – это… (игрушки).

Топор, молоток, грабли – это… (инструменты).

Хлеб, молоко, колбаса – это… (продукты).

Врач, продавец, парикмахер – это… (профессии).

  1. «Четвертый лишний»

Цели:

  • развитие мышления;
  • автоматизация звука [Ш] в предложениях.

Оборудование: предметные картинки со звуком [Ш].

Ход игры: логопед предлагает ребенку рассказать, какая из четырех картинок лишняя и почему.

  1. «Исправь ошибки»

Цели:

  • развитие мышления;
  • автоматизация звука [Л] в предложениях;

Ход игры: логопед читает ребенку предложения со смысловыми ошибками. Ребенок должен исправить ошибки и правильно произнести переделанные предложения.

(Пример: платье надело Аллу. Халва съела Володю и т. п.).

  1. «Составь предложение»

Цели:

  • развитие мышления (развитие у детей способности быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов);
  • автоматизация звука [Р] в предложениях.

Ход игры: детям предлагается придумать три слова, не связанные по смыслу, в названии которых есть звук [Р]. Затем дается задание: составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова).

Игры на развитие внимания:

  1. «Чего не стало»

Цели:

  • развитие зрительной памяти;
  • автоматизация звука [Р] в словах.

Оборудование: предметные картинки, в названии которых есть звук [Р].

Ход игры: логопед предлагает ребенку запомнить 4–5 картинок, лежащих на столе. Затем ребенок отворачивается, логопед убирает одну картинку. Ребенок должен сказать, чего (кого) не стало.

  1. «Слушай и повторяй»

Цели:

  • развитие внимания;
  • автоматизация звука [Л] в словах.

Ход игры: логопед предлагает ребенку послушать несколько слов и назвать только то, что можно есть:

лук, лампа, свекла;

лыжи, яблоко, халва;

булка, масло, колбаса;

баклажан, мыло, пастила.

  1. Та же игра на автоматизацию звука [Р]:

рыба, радуга, арбуз;

груша, виноград, ракета;

гора, торт, бутерброд;

картошка, морковка, мухомор.

Подготовила учитель–логопед Шлянина О. П.

МБДОУ №1 г. Курганинска Краснодарского края

Говорящие руки.

Предположим, что речь идет об автоматизации звука Ш. Логопед дает инструкцию: Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить Ш., а правую А. Давай попробуем! Педагог берет своей рукой левую руку ребенка и показывает, как совместить произношение Ш с легким ударом руки по столу, точно так же правая рука «обучается говорить А. поочередно, слегка ударяя руками по столу, ребенок в медленном темпе произносит: Ш – А, Ш – А. Постепенно пауза между звуками сокращается, и ребенок переходит к слитному проговариванию.

Ступеньки.

Перед ребенком «ступеньки». Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно проговаривая слоги. Другой вариант, ступеньки выкладываются из палочек самим ребенком. Задание остается прежним.

Ромашка.

В тетради ребенка педагог рисует крупную ромашку, в центре которой пишет необходимую согласную букву (р, л, з, с, ж, ц, и т д.). На лепестках ромашки пишутся гласные буквы. Ребенок, переходя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги. Упражнение проводится с детьми 5 – 7 лет, которые знают буквы.

Раз – шажок, два – шажок.

Ребенок стоит руки на поясе. Педагог предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг, повторяя заданный слог или ряд слогов.

Телеграмма.

Дети, взявшись за руки, образуют круг. Педагог, поворачиваясь к ребенку, называет звук, слог или пару слогов. Ребенок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит по кругу, возвращаясь к педагогу. Если кто – то из детей не правильно повторит звуковой ряд, значит, телеграмма не дошла до адреса, и игра начинается заново. Упражнение используется не только для автоматизации звуков в слогах, но и для развития фонематического восприятия. Например, по кругу передается слоги ша – са, ко – го, жу – зу и т. д.

Добавляй слог.

Дети стоят перед педагогом, логопед бросая мяч, называет начало слова, а дети заканчивают нужным слогом: ли – СА, колба – СА, ко – сы, но – сы.

Кнопочки.

Перед ребенком «пианино», ребенок, нажимая на клавиши, называет заданный слог. Начисляется штрафное очко, за неправильно произнесенный слог.

Зима и весна.

Перед детьми разложены картинки: зима и весна. Логопед просит ребенка, помочь закончить предложения, добавляя последний слог.

К нам зима приш…ла,

Снег и вьюгу принес…ла.

Все, что Ал…ла разбросал…ла,

Вьюга снегом занес…ла!

Весна приш…ла,

Ал…ла сразу все наш…ла.

На лужайку вышла Ал…ла,

Видит там лежит ю…ла.

Использование следующих игровых приемов поможет эффективно провести этап автоматизации звуков в словах.

Построй домик.

Автоматизация звука в словах, развитие фонематического восприятия, моторики рук. Перед детьми лежат кубики, на них наклеены картинки с автоматизированным звуком и несколько картинок с другими звуками. Ребенок выбирает кубики, называя картинку, и строит дом., За не правильно выбранный кубик начисляется штрафное очко.

Солнышко.

Закрепить правильное произношение звука в словах, упражнять в определении позиции звука в слове.

Перед детьми лежит солнышко. И картинки с автоматизированным звуком. Дети украшают солнышко, картинкой называя ее. Затем закрывают глаза, а педагог убирает картинку. Дети определяют, какой картинки не стало, и определяют позицию звука в слове.

По такому же принципу проводятся игры: «Украсим елочку», «Собери бусы», «Узелки», «Соберем цветочки», «Собери яблочки», «Напоем куклу чаем». Игры очень эффективно проводить во время прогулки.

Слова вокруг нас.

Дети подбирают слова с определенным звуком, принимаются только те слова, которые ребенок правильно произнес.

Четвертый лишний.

Ребенку предлагаются слова: рысь, ворона, жираф, ракета. Ребенок, убирает одно из слов, объясняя почему. Ракета – не живая, ворона – птица, корова – домашнее животное. Остается жираф и рысь, найти общие признаки и различие.

Куча мала.

Перед ребенком лежат картинки с определенным звуком. Педагог просит сложить из картинок, а затем разобрать кучу – малу. На голубе флаг, на флаге лошадь, на лошади лопата, на лопате ладони.Если произнося текст, игрок допускает ошибку, в игру вступает другой игрок. Во втором туре игры дети складывают кучу – малу без картинок.

Лото.

Все карточки делятся между детьми. Начинает один из детей, выкладывая карточку, произносит, что на ней нарисовано: «У меня чайник и чайки». Другой ребенок подбирает подходящую карточку: «А у меня чайка и черепаха». Выигрывает тот ребенок, у которого заканчиваются карточки.

Рыбаки.

Перед ребенком раскладываются картинки с определенным звуком, и дополнительные картинки с другими звуками. Ребенок держит в руках удочку и по сигналу должен поймать все картинки с заданным звуком.

Продолжение в следующей публикации…

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Логопедические игры по автоматизации и дифференциации звуков

Работая с детьми, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФНР) я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Данная проблема возникает по разным причинам:

  • недостаточное развитие артикуляционной моторики;
  • недоразвитие фонематического восприятия;
  • нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;
  • грубое нарушение звукопроизношения, звукослоговой структуры слова;
  • отклонения в нервно-психической сфере;
  • снижение уровня познавательной активности;
  • отклонения в поведении детей.

Все эти факторы в комплексе влияют на продолжительность этапа автоматизации поставленных звуков.

Размышляя над тем, как сделать индивидуальные занятия по формированию правильного звукопроизношения более интересными, развивающими и познавательными для детей, я начала использовать разнообразные речевые игры. Все игры изготавливаются из цветного картона и предметных картинок. На каждую деталь приклеивается картинка с автоматизируемым звуком и несколько картинок с любым другим звуком.

1. “Построй домик”.

Цель игры : закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие.

Материал : предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) - 7-14 штук, и на большом треугольнике (крыша).

Ход игры : построить домик для какого-нибудь героя (на звук, который автоматизировался), например: “Л” - построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук “Л”.

2. “Собери цветочек”.

Цель игры : закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.

Материал : предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.

Ход игры : собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.

3. “Солнышко”.

Цель игры : закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.

Материал : предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и на круге (солнце).

Ход игры : педагог предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, учитель-логопед просит ребенка определить позицию звука в понравившихся картинках.

4. “Собери яблочки”.

Цель игры : закреплять умение дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику.

Материал: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями.

Ход игры : педагог рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с неё упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. В корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком “З”, а в корзину собачки яблочки с картинками со звуком “С”. Подобно этой игре можно провести игры “Собери морковь”, “Собери груши” и т.д. Педагог в ходе игры может закреплять лексику по теме “Овощи-фрукты”.

5. “Украсим елочку”.

Цель игры : автоматизация поставленного звука в словах, фразах, развитие мелкой моторики.

Материал : силуэт елочки, на которой с помощью проволоки крепятся маленькие пуговички, небольшие круги с петелькой из тесьмы – “елочные шары”, на которые приклеены предметные картинки.

Ход занятия : педагог предлагает ребенку украсить елочку шарами, на которых нарисована картинка с заданным звуком, прикрепляя шары с помощью петельки к елочке. Когда задание выполнено, логопед просит ребенка составить предложения про самые красивые шары.

6. “Напои куклу чаем”.

Цель игры : автоматизация поставленного звука в словах, фразах; развитие фонематического восприятия.

Материал : предметные картинки, наклеенные на чашки из цветного картона, кукла.

Ход игры : педагог знакомит ребенка с куклой Женей и рассказывает, что Женя очень капризная – она любит пить чай только из таких чашек, на которых нарисованы картинки с её любимым звуком “Ж”. Среди множества чашек учитель-логопед просит найти те, на которых есть такие картинки.

7. “Кукла наряжается”.

Цель игры : автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия.

Материал : бумажная кукла, предметные картинки, наклеенные на силуэт платья.

Ход игры : перед детьми раскладываются платья, педагог предлагает детям нарядить куклу только в платья, на которых есть картинка с заданным звуком.

8. “Украсим комнату флажками”.

Цель игры : автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия, развитие зрительной памяти.

Материал : натянутая веревочка, предметные картинки, наклеенные на разноцветные флажки.

Ход игры : педагог сообщает ребенку, что скоро праздник. В честь праздника логопед предлагает украсить кабинет флажками с картинками, выбирая только флажки с картинками на заданный звук. Когда задание выполнено, педагог просит ребенка отвернуться и по памяти назвать картинки на флажках.

9. “Собери бусы”.

Эту игру лучше всего проводить с двумя детьми - один ребенок собирает бусы с одного конца, другой - с другого.

Цель игры : автоматизация поставленного звука в словах, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики.

Материал : длинный шнурок, предметные картинки, наклеенные на небольшие разноцветные круги, по краям которых с помощью дырокола проделаны два отверстия.

Ход игры : педагог предлагает детям собрать бусы, выбирая только такие, на которых наклеена картинка с заданным звуком.

Далее я решила игры немного усложнить. Помня о том, что основная задача - автоматизация звуков и развитие фонематического восприятия, я решила внести в игры элемент развития познавательной сферы. За основу были приняты давно известные развивающие игры, где дети должны сравнивать, анализировать, соотносить детали, цвет и форму.

10. “Сложи пирамидку”.

Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал: предметные картинки, наклеенные на разноцветные колечки (овалы, прямоугольники, квадраты) разной величины.

Ход игры : педагог предлагает ребенку сложить пирамидку из фигур, выбирая только такие фигуры, на которых наклеена картинка с заданным звуком. Ребенок должен сложить пирамидку по всем правилам, отбирая кольца в порядке их уменьшения. Фигуры для пирамидки могут быть самой разнообразной формы: овалы, прямоугольники, квадраты, трапеции и др.

11. “Веселые матрешки”.

Цель игры

Материал: предметные картинки, наклеенные на матрешек разной величины.

Ход игры : педагог предлагает ребенку построить матрешек по росту, выбирая только тех, которые украшены картинками с заданным звуком.

12. “Сложи снежинку”.

Цель игры : автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал : нарисованный образец снежинки, предметные картинки, наклеенные на части снежинки.

Ход игры : педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть образец снежинки, сделанной из разных геометрических фигур и сложить точно такую же по форме снежинку, выбирая те фигуры, в названии картинок которых слышится заданный звук.

13. “Подбери фигуры”.

Цель игры : автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал : на куске цветного картона любой формы (круг, квадрат, овал) вырезаются фигуры самой разнообразной формы и величины. Это могут быть одни треугольники разной величины или разнообразные геометрические фигуры, а также любые другие. К каждой или нескольким вырезанным фигурам вырезается точно такая же, чтобы у ребенка был выбор, и все фигуры украшаются картинками.

Ход игры: строится по типу игры “Доска Сегена”. Ребенку предлагается подобрать к каждому отверстию подходящую фигуру с заданным звуком, например “Л”, и закрыть отверстие. Основой для вырезанных фигур может послужить силуэт платья или кофты (они должны быть достаточно большими по размеру, чтобы детям было удобно). В этом случае игра может называться “Украсим платье” или “Украсим кофточку” .

Все эти игры помогут ребенку сделать длительный этап автоматизации и дифференциации звуков интересным и увлекательным. Ребенок с удовольствием будет ходить на индивидуальные занятия с учителем-логопедом, а, следовательно, повысится эффективность работы.
Данные игры можно использовать на фронтальных или подгрупповых занятиях по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте. Дети с удовольствием играют, соревнуясь в командах, что дополнительно повышает мотивацию к занятию.